Главная
Благовещение
Страницы истории
Богослужение
Воскресная школа
Воскресные беседы
Галерея
Хочу поделиться
Осторожно секта
Объявления
Новости
Контакты
Нужна помощь
Карта сайта


Календарь' 2017
СЕГОДНЯ:






СВЯТЫЕ ДНЯ

ЧТЕНИЕ ДНЯ


восстанови храм
Незнакомое православие. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, ликбез, заблуждения, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа.
вопрос о вере
Главная > Осторожно секта > Дианетика. Сайентология.

Дианетика. Сайентология. Что это такое?


В последние годы, т.е. в период «перестройки и реформ», со всех концов мира в Россию ринулись под разными вывесками секты всех мастей. Одной из наиболее загадочных таких сект является так называемая «Церковь сайентологии», которая действует под вывеской «научной медицины и религиозной философии». Образованию этой церкви предшествовало написание в 1950 г. американским писателем-фантастом Роном Хаббардом книги «Дианетика. Современная наука душевного здоровья», с опубликования которой началась история хаббардизма.

Лафайет Рональд Хаббард (в своей среде Рон) является основателем и изобретателем дианетики и сайентологии. Эти термины он также сам придумал. Им введено столько новых слов, что был составлен специальный словарь в помощь изучающим дианетику.

Эта книга стала той методологической основой, на которой и базируется «церковь сайентологии». Дианетика как учение получила большое распространение во многих странах мира. Даже в России в 1996 году существовало уже 36 центров дианетики. Естественно, что в настоящее время их число значительно больше. Хаббардисты стараются свои технологии внедрить во все сферы человеческой деятельности, поэтому они считают, что структуру любой организации (завода, школы, мэрии, церкви и т.п.) можно построить по одной универсальной схеме, т.е. для них не существует ни национальных, ни местных культурных особенностей, ни специфики предмета управления. В результате книга «Дианетика. Современная наука душевного здоровья» стала базовым методическим пособием для создания других практических руководств, исходя из сферы их предназначения и применения. Такой универсальный подход позволил хаббардистам создать дианетику образования, политическую дианетику. Естьтакже медицинская и социальная дианетика и еще целый ряд других самостоятельных профессионально ориентированных подразделений.

Дианетика по определению Хаббарда - учение о разуме, наука о душевном здоровье, технология избавления от комплексов и вредных привычек.

Сайентология (учение о знании) - это «прикладная религиозная философия», обучающая мудрости и практике управления духом. Так определяют смысл этих малопонятных слов сами сайентологи.

Посмотрим, как дианетика и сайентология воздействуют на людей и какие знания люди получают в их центрах и «церкви».

Базовым постулатом дианетики, на котором зиждется эта «наука», является наличие у человека так называемых аберраций (отклонений), которые и становятся по мнению хаббардистов источником всех заболеваний. Вот что пишет об этом Хаббард: «Человек - хороший. Избавьте его от аберраций - и с ними уйдет зло, которое так обожают схоласты и моралисты. Единственная часть ума, от которой можно избавиться, - это как раз та его часть, где сосредоточено «зло». А без этой части доброта и жизнерадостность человеческого характера проявляются ярче. И человек рад этому избавлению, потому что «злая» часть - это физическая боль» (1, стр. 24).

С точки зрения Православия человек - очень слабое, грешное и больное, падшее существо с испорченной природой в результате первородного греха, совершенного первыми людьми (Адамом и Евой). И очищение (исцеление) человека возможно только в результате его покаяния и причастия. Причем это очищение совершает только сам Господь Иисус Христос. Очищение человека происходит, но греховная его природа сохраняется. Эта природа и «помощь» темных сил способствуют постоянным грехопадениям человека, который до самой смерти вынужден вести тяжелую борьбу, как с самим собой, так и с внешним воздействием, причем без помощи Бога, без обращения к Нему эта борьба бессмысленна.

Итак, Хаббард своей дианетикой «хорошего человека» делает «еще лучше». Дианетика видит свою задачу в избавлении человека от аберраций -отклонений от рационального мышления или поведения. Заметим, что противоположностью аберраций является психическое здоровье. Иначе говоря, человек с наличием аберраций - больной человек. Человека без аберраций (неаберрированный человек) хаббардисты называют клир (от англ. clear - ясный, чистый). Клир (очищенный человек) не имеет так называемых энграмм, которые, якобы, представляют отпечатки (записи), оставленные раздражителем на протоплазме ткани. Выявить и ликвидировать эти записи, энграммы, - вот цель технологов дианетики.

Дианетика считает, что ум человека состоит из трех основных частей.

Первая - аналитический ум, уподобляется компьютеру, однако он более сложный, действует под воздействием информации, имеет свои стандартные банки памяти.

Вторая - реактивный ум, который записывает энграммы, т.е. содержит аберрации и становится источником психических расстройств и заболеваний. Имеет свой информационный банк. Реактивный ум включен в периоды «бессознательности», когда отключен аналитический ум (наркоз, шоковое состояние, боль, лихорадка и т.д.). Он фиксирует инциденты и в пренатальный период плода и долгосрочные последствия родовых травм.

Третья - соматический ум. Он управляется как аналитическим, так и реактивным умом. Он внедряет принимаемые решения в жизнь на физическом уровне.

Основной заботой хаббардистов является реактивный ум с его энграммами.

Технологи дианетики (одитеры) проводят специальные процедуры для освобождения человека от энграмм. Эту процедуру называют одитинг. На первом этапе одитинга объект подвергается «проверке». Одитер (человек, который обучен практическому применению терапии дианетики) выявляет его энграммы, чтобы в дальнейшем ликвидировать содержимое реактивного

 энграммного банка. В случае клира удалено все содержимое банка, состояние неполного очищения человека называется релиз.

Одитеры используют специальные методики воздействия на сознание человека. Одитер ведет допрос, пользуясь вопросником и электрометром

(Э-метром) - прибором, устроенным по принципу детектора лжи. Приведем фрагмент одной из таких методик, ясно показывающий воздействие на сознание (1, стр. 240):

7. Верните пациента в настоящее время.
8. Убедитесь в том, что он в настоящем времени.
9. Произнесите слово «отменяю».
10. Восстановите его полное сознание окружающей среды».

Психиатры считают, что эксперименты с человеческим сознанием (возвращение человека в его прошлое) - небезобидное занятие. А в книге Хаббарда провозглашается, что «дианетика - наиболее действенное учение о разуме. Это метод управления энергией, из которой состоит жизнь, в целях повысить эффективность организма и духовной деятельности человека» (1, стр. 515). Лживость этого утверждения, а следовательно и учения раскрывает кандидат богословия, доктор философии А.Л. Дворкин, который глубоко изучал не только это учение, но и его «плоды». Он утверждает, что на «свежего» человека сайентологи производят очень тяжелое впечатление. Но если сайентологи кажутся одержимыми, то и бывшие члены секты выказывают тяжелые повреждения в психике, только другого рода: если поставить рядом настоящего и бывшего сайентолога, они окажутся как бы классическим воплощением двух фаз маниакально-депрессивного психоза: первый - маниакальной фазы, второй - депрессивной. Как видим, это действительно действенное учение, но проявляется оно не в исцелении человека, а в разрушении его психики.

Теперь остановимся подробнее на сайентологии. Хаббардисты считают, что сайентология - прикладное духовное учение: это теория и практика управления духом в его отношении к себе, мирам и жизни.Сайентология - это путь, а не рассуждения или набор утверждений, доказывающих друг друга. Посредством сайентологических упражнений и изучения этой науки человек сам может найти истину для себя. Поэтому данная технология предназначена не для того, чтобы в неё верили, а для того, чтоб её применяли (1, стр. 525). Здесь налицо провозглашение сознательного внедрения хаббардистов в духовную сферу человека и управления им. Для православного ясны и Путь и Истина, которые во Христе. Здесь же ни слова о Боге. Поиск истины без Иисуса Христа приводит только к сатане. Здесь уместно вспомнить предостережение св. апостола Иоанна Богослова: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин 4.1).

Иначе говоря, дианетика - это методология воздействия и управления людьми, а сайентология - это технология реализации этой методологии. Сам Хаббард и его последователи выдают дианетику за науку. Однако, получив полное неприятие со стороны ученых, Хаббард был вынужден дать ей религиозное прикрытие, создав «церковь сайентологии». Таким образом, «церковь сайентологии» проповедует учение дианетики.

Первая «церковь сайентологии» была основана в 1954 г. в Калифорнии. Такой подход давал возможность хаббардистам хорошо зарабатывать, используя доверие людей к церкви и иметь налоговые льготы, которые предоставляет государство таким организациям. Иметь большие деньги - это была заветная цель Хаббарда, и свою организацию он направлял на это.

Интересно отметить, что журнал «Тайм» писал, что, выступая на съезде писателей-фантастов в 1949 г. в Нью-Джерси, Хаббард сказал: «Писать, чтобы получать пенс за слово, смешно. Если человек действительно хочет получить миллион долларов, то лучший способ - это основать свою собственную религию». Что он, как мы видим, и сделал. Хотя его последователи говорят, что Рон шутил.

Сайентологи-вербовщики проходят очень жесткую подготовку по технике агрессивного навязывания своих идей. Они вербуют прямо на улице, особенно у метро, путем бесед и раздачи приглашений на бесплатное тестирование. При первой ступени вербовки они сосредотачивают внимание человека на самых проблемных моментах его жизни («катастрофах»). Гипнотерапевты называют это «эмоциональным принуждением». Любая сильная эмоция подавляет критическое мышление. Затем вербовщик внушает жертве страх, что ее состояние будет ухудшаться, а сайентология готова разрешить все его проблемы.

При вербовке они широко используют личностный тест - анализ способностей. Такой тест включает 200 вопросов и дает сайентологу чрезвычайно подробную информацию о человеке. Сайентолог, обрабатывающий результаты теста, должен указать на причины, ведущие человека к катастрофе, и показать, как сайентология может помочь справиться с этими проблемами. При этом акцент делается на то, что только сайентология и никто другой не могут ему помочь.

В системе сайентологии человек рассматривается как машина (компьютер), который должен обеспечивать высокую производительность труда для «делания денег». Эта линия директивно исходила от Р. Хаббарда: «Делайте деньги. Делайте больше денег. Заставляйте других работать, чтобы они делали для вас еще больше денег» (Официальное послание, 9 марта, 1972 г.).

В реальной жизни мы видим, что сайентологи организовали широкую рекламу своих программ, семинаров, якобы помогающих человеку излечиться от всех болезней и раскрыть неограниченные внутренние возможности. На самом деле сайентология пользуется скрытыми методами гипноза и контролирования ума. Используя эффективную систему глубокого гипнотического внушения, хаббардисты добиваются фанатической рабской преданности десятков тысяч людей, до этого вполне нормальных и разумных, лишая их критического чутья. Такое воздействие на человека настолько сильно и глубоко, и личность настолько подавлена, что сайентологи не представляют своего существования без секты. По словам святителя Феофана Затворника, основа нашей личности – свобода исознание. Лишаясь свободы и сознания, мы лишаемся способности познания истины вообще. В этом случае «мистика вместо способа высшего познания превращается в способ омрачения нашего сознания». Эта секта по деструктивности для своих членов - одна из наиболее опасных. Так, Джин Ричи в книге «Тайный мир культов» отмечает, что для выздоровления покинувшего кришнаизм требуется 11 месяцев, бывшему члену муниту - 16 месяцев, а сайентологу - 25,5 месяца. Некоторые специалисты по деструктивным культам вообще считают, что от последствий сайентологии невозможно выздороветь окончательно.

В «церкви сайентологии» разработаны свои нормы поведения и взаимоотношения. В системе взаимоотношений хаббардистов введены так называемые «этические процедуры». «Этические процедуры» направлены на подавление личности, на применение к несогласным, провинившимся изощренных и жестоких наказаний.

В словаре Хаббарда этика определяется как понимание оптимальных способов выживания и стремление к выживанию. Для хаббардистов цель этики - устранение из мира противоположных воззрений, а после того, как это достигнуто, устранение чуждых воззрений. Это уже претензии на духовное мировое господство.

Этика хаббардистов предполагает атмосферу контроля и взаимослежки. Для чего Хаббардом создано так называемое опекунское управление (ОУ), в котором хранится «этическое дело» на каждого сайентолога. ОУ занимается сбором информации на своих сотрудников и интересующихся людей. Они имеют свой этический суд.

Эта организация очень активна во всей своей деятельности. «Церковь сайентологии» ведет с людьми, несогласными с её методами работы, борьбу «честной игрой». «Честно играть» полагается против тех, кто вышел из церкви или кто её критикует. На таких людей сайентологи ставят клеймо «подавляющей личности». Таким людям, по словам самих сайентологов, можно нанести любой вред. Принципы «честной игры» наглядно видны напримере жизни английского писателя Джона Атака, который подвергся за критику сайентологии преследованию, как судебному, так и физическому.

При обучении сайентологов применяются тайные уровни подготовки -«уровни действующих тетанов» (ДТ). Тетаны - духовные существа, которые существовали квадриллионы лет, воплощаясь в новые и новые тела (людей). По Хаббарду, человек состоит из тела, сознания и собственно тетана. После смерти тела тетан тотчас же находит себе новое тело. Такое утверждение ничего общего не имеет с православием.

Всего уровней подготовки 8. Так, курс ДТ-1 в 1992 г. стоил 2200 долларов, а чтобы записаться на курс ДТ-3 кандидату следует заплатить 7200 долларов. Прохождение полного сайентологического курса стоит несколько сотен тысяч долларов. У кого нет таких денег, тому предлагается отрабатывать прохождение курсов, т.е. записать себя в кабалу.

Однако об особо темных сторонах сайентологии поведал миру наш современник, уже упоминавшийся Джон Атак - английский писатель и специалист по деструктивным культам. Джон Атак, находясь в душевном кризисе, в 1974 г. был завербован «церковью сайентологии». Он был членом секты 8 лет и прошел 24 из 27 уровней дианетики и сайентологии. Когда он понял, что система хаббардизма основана на лжи и обмане, он покинул её. Обладая недюжинными способностями и феноменальной памятью, он сделался уникальнейшим в мире специалистом - сектологом и исследователем методов контролирования ума, используемых деструктивными культами. Он написал две книги: «Кусочек голубого неба» и «Капкан безграничной свободы» о Р. Хаббарде, его организации и их методах работы. Это наиболее фундаментальные критические исследования дианетики и сайентологии. Сайентологи не могли простить Джону Атаку, что он раскрыл общественности оккультные дела Хаббарда. Естественно, против него хаббардистами в ход были пущены все средства: от лжи и шантажа до постоянного давления и психотеррора, лишь бы он не говорил правду об ихорганизации и Р. Хаббарде. Но Дж. Атак несмотря ни на что раскрыл истинное лицо этой организации и её основателя.

На вопрос Хаббарду, как ему удалось написать «Дианетику» всего за три недели (более 500 стр.), он ответил коллеге, что написал автоматически, так как она была надиктована ему «Императрицей». Православному человеку вполне ясно, что некто, явившийся Хаббарду под видом «Императрицы» был вполне реальным духовным существом, а не плодом его больной фантазии. Сайентологическое учение, вдохновленное этим некто, и плоды этого учения позволяют однозначно отнести это духовное существо к миру падших ангелов. Видимо, неслучайно сайентология - самая большая в мире коллекция учений, созданных одним человеком, - более 100 книг и 2,5 тысячи записанных лекций.

В своих лекциях Хаббард называет английского сатаниста Алистера Кроули своим «дражайшим другом» и рекомендует слушателям его писания. (Алистер Кроули - самый известный сатанист XX века.) Хаббард участвовал в магических ритуалах с учеником Алистера Кроули Джоном Парсонсем. Воистину, как в пословице: «Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты».

Джон Атак провел сравнение ряда положений из трудов Кроули и Хаббарда и выявил общность направления и намерений обеих систем. Их общность видна и по отношению к христианству. Лишь из тайных учений Хаббарда можно узнать о его презрении к христианству. Кроули торжественно объявил: «Христос был «состряпан и выдуман», что полностью совпадает с утверждением Хаббарда, что Христос был «фальшивкой, имплантированным гипнотическим внушением». Но Кроули никогда не скрывал своих взглядов, в то время как Хаббард старался держать все негативные материалы втайне.

Джон Атак показал, что сайентология является гибридом из оккультных ритуалов и психотерапии 50-х годов. Поэтому сам процесс одитинга можно рассматривать как модернизированный магический ритуал. Адепты продвигаются через череду все возрастающих в цене инициаций внадежде обрести сверхъестественные силы. Практически каждая ступень имеет свои знаки отличия, символы и звания.

Хотя сотрудники «церкви сайентологии» называют себя священнослужителями, в ней отсутствуют какие-либо богослужения. Сайентологические «служители» одеваются под протестантских пасторов с белым пластиковым воротничком и крестом, похожим на христианский. На самом деле этот сайентологический крест - имитация сатанинского перечеркнутого крест-накрест креста, разработанного человеком, которому Хаббард стремился подражать всю свою жизнь, - «колдеем» Алистером Кроули (3, стр.18) (Колдей означает, вероятно, колдун.).

«Завоевание» хаббардиетами России началось в 1990 г. Первым лондонскую штаб-квартиру сайентологии посетил летчик-космонавт Павел Попович, которого сопровождали нарколог Владимир Иванов, зам. гл. редактора «Известий» Игорь Андреев и др. Все они прибыли по приглашению сайентологической организации «Нарконон» и договорились об основании в Москве центра «Нарконона» на 400 коек. Распространителем программы «Нарконон» стал «Фонд спасения детей и подростков от наркотиков», возглавляемый В. Ивановым.

Программа «Нарконон» основана на сайентологической процедуре под названием «очистительный марафон». Методика при лечении наркоманов использует не только специальные приемы воздействия на сознание, но и витамины в больших дозах и интенсивную саунотерапию (5 часов ежедневно). Известно, что длительное воздействие температур может привести к необратимым изменениям мозга, а сверхдозы витаминов группы В способны вызвать нарушение деятельности печени, ощущение смещенного пространства, галлюцинации, развитие новообразований. Немаловажный момент - витамины разрешается покупать только у сайентологов.

Хаббардисты преуспели в продвижении своих идей и в образование, где также нашли понимание и поддержку. Особенно в этом постарался декан факультета журналистики МГУ Я.Н. Засурский. Этот факультет открыл в здании МГУ читальный зал, увешанный портретами Хаббарда и иллюстрациями к его книгам и заставленный стеллажами с книгами Хаббарда. Однако в зале не нашлось места ни для одной из многих тысяч критических публикаций относительно учения Хаббарда.

Особенно большой интерес сайентологи проявляют к предприятиям, с которых можно брать немалые деньги. У них разработано 11-томное руководство «Курс администратора организации». Причем использовать административную технологию (AT) могут только те, кто получил на это право от «Хаббард-колледжа» - специализированного отделения, отвечающего за распространение административной технологии Хаббарда. Особенно сильны позиции хаббардистов в Москве, Перми, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Обнинске, Санкт-Петербурге и др.

Так, например, президент Московского вентиляторного завода (АО «Мовен») Александр Миронов прошел курс обучения за границей, заплатив за это 6000 долларов. Потом туда отправилась учиться вся верхушка завода, заплатив 100 млн. руб. в ценах 1993 года. За покупку лицензии, дающей право обучения хаббард-технологии, еще около 100 млн. руб.

Благодаря активным действиям сайентологов через курсы только лишь Московского центра дианетики за 1994 г. прошли более 14 тысяч человек. Более тысячи руководителей промышленных предприятий уже прошли самые различные сайентологические курсы.

На Пермском приборостроительном заводе, выпускающем оборудование для авиации, хаббардисты построили офис «Хаббард-академии», в строительство которого предприятие вложило 300 млн. руб. Многие чиновники, в том числе и мэр города Владимир Филь, прошли сами хаббардистское обучение и способствуют внедрению AT на предприятиях иорганизациях города. Тот же самый Филь заявил, что он переведет город на хаббардовскую систему в течение полугода. Но не только в AT солидарен Филь с Хаббардом, в интервью с корреспондентом газеты «Татьянин день» он заявил, что христианство по его глубокому убеждению, «чушь собачья». Это оскорбительное для христиан высказывание В.Филя говорит о том, что в сети хаббардистов идут люди, чуждые православию.

Внедряет хаббардизм и директор Екатеринбургского оптико-механического завода Э.С. Яланов (и не только он), который на своем секретном предприятии открыл отделение «Хаббард-колледжа» и намеревается перевести своих сотрудников на эту систему. Этот список предприятий можно продолжать и далее, но и приведенных примеров вполне достаточно, чтобы понять трагичность ситуации в России. Но самое интересное заключается в том, что, как отмечают специалисты, изучающие эту проблему, - экономические показатели предприятий, внедряющих Хаббард-технологии, не улучшаются, а число управленцев резко возрастает.

В последние годы накопилось немало материалов о деструктивной деятельности сайентологии. Прошли судебные процессы во многих странах мира (Англии, Германии, Греции, Франции, Канаде и др.), которые раскрыли псевдонаучную деятельность этой организации и показали главную её цель -власть и деньги. Как видим, в России хаббардисты преследуют те же цели, которые, несмотря на всевозможные маскировки под науку и медицину, все-таки становятся известны обществу.

Отношение к «церкви сайентологии» и другим псевдорелигиям раскрыло «Определение Архиерейского собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.), в котором были названы деструктивные культы, в том числе и «церковь сайентологии». В «Определении» записано: «...все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект идвижений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви» (3, стр. 141).

В наши дни народы России (да и не только России) находятся в состоянии глубокого духовного кризиса. Воистину мы живем во времени, когда «много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4,1), которые приходят к нам «в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15).

Православная Церковь жалеет несчастных людей, попавших в секты,  призывает молиться за них, и помогает тем, кто хочет уйти от опеки сект. Это делается священниками в приходах, а также в специальных «центрах реабилитации жертв нетрадиционных религий» и «информационно-консультативных центрах», куда обращаются за помощью люди, пострадавшие от деструктивных сект. Получая спасительную помощь от Православной Церкви, люди в состоянии понять в полной мере, что такое дианетика и сайентология, увидеть их пагубность и целительную силу православия.

18 мая 2011 г. в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялось выступление Джерри Армстронга, бывшего личного секретаря Рона Хаббарда, основателя «Церкви сайентологии». На встрече присутствовали священники, преподаватели и сотрудники университета и многочисленные гости. Ознакомиться с текстом  и скачать аудиозапись выступления можно на сайте портала "Православие и Мир":  Правда Джерри Армстронга о сайентологии /+ Аудио выступления/

Литература:

1.   Л. Рон Хаббард. Дианетика: Современная наука душевного здоровья. - М.: Издательская группа Нью Эра, 1996.

2.  Исцеления  истинные и ложные. Оккультизм в медицине: Статьи/Сост. Т.П.Калашникова.- Пермь: Православное общество «Панагия», 1998.

3.  Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии, дианетике и Л.Р. Хаббарде. Под ред. А.Л.Дворкина. - М., Издательство Братства Святителя Тихона, 1996.

4.  Современные секты и неоязычество в России. Сборник статей. - М., 1998.

5.  Дж. Макдауэлл, Д. Стюарт. Обманщики. - М.: «Протестант», 1995.

6. Егорцев А. Ю. Тоталитарные секты: свобода от совести. - М.: Информационно-миссионерский центр «Сектор», Московское подворье Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры, 1997.