Главная
Благовещение
Страницы истории
Богослужение
Воскресная школа
Воскресные беседы
Галерея
Хочу поделиться
Осторожно секта
Объявления
Новости
Контакты
Нужна помощь
Карта сайта


Календарь' 2017
СЕГОДНЯ:






СВЯТЫЕ ДНЯ

ЧТЕНИЕ ДНЯ


Незнакомое православие. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, ликбез, заблуждения, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа.
вопрос о вере
Главная > Богослужение > Беседы по уставу > 1-я песнь канона

1-я песнь канона

Первой песнью канона является благодарственная песнь Моисея, воспетая им после перехода израильтян через Чермное (Красное) море.

1-я песнь канонаИз Ветхого Завета мы знаем, что Господь повелел Моисею вывести израильский народ из Египта и ввести в Землю обетованную. Моисей отказывался, ссылаясь на свою слабость. Господь сказал ему: «Я буду с тобою». Но Моисей не решался взять на себя столь великое дело, говорил: «Господи! Я не могу хорошо говорить, я косноязычен». Господь послал в помощь Моисею его брата Аарона, который был красноречив.

Моисей и Аарон передали сначала волю Господню израильскому народу, затем пошли к фараону и сказали: «Господь Бог Израилев велел сказать тебе, чтобы ты отпустил израильтян из Египта». Фараон ответил: «Я вашего Бога не знаю и народа еврейского не отпущу», и приказал еще больше угнетать евреев.

Тогда Господь начал поражать египтян бедствиями: вода в реке, озерах сделалась кровью, из озер и прудов полезли жабы. Но фараон не отпускал евреев. Появились мошки, слепни, которые кусали скот египтян и самих египтян. Погибал скот. На людях и животных появились болезненные нарывы. Сделалась гроза, град, который побил траву, скот, людей. У евреев ничего подобного не было, они спокойно ходили по земле. Тогда фараон призвал Моисея и Аарона. «Праведен Господь, - сказал он, - а я и народ мой виновны. Помолитесь Господу - пусть перестанут гром и град. Я отпущу евреев». Однако все-таки не отпускал. Тогда поднялся страшный ветер, полетела саранча,  и все, что на полях уцелело от града, съела саранча. На три дня на Египет опустилась кромешная тьма, и лишь в жилищах евреев было светло.

Но, несмотря на такие бедствия, фараон все же не отпускал евреев. Он призывал Моисея, просил его помолиться Господу прекратить напасти и обещал отпустить евреев; но как только бедствие прекращалось, фараон снова ожесточался и отказывался отпустить их. Тогда наступило последнее, десятое, самое страшное бедствие.

Господь повелел каждому еврейскому семейству выбрать однолетнего агнца (ягненка), заколоть его, испечь и есть с пресным хлебом и горькими травами, не сокрушая (не ломая) костей; кровью же агнца помазать косяки и перекладины у дверей. Евреи так и сделали.

В эту ночь ангел Господень поразил всех первенцев в Египте, от человека до скота. Он прошел мимо только тех домов, на дверях которых был сделан знак кровью. По всему Египту поднялся плач. Фараон призвал тогда Моисея и велел ему скорее уходить с народом еврейским из Египта.

Моисей созвал народ, и они в полночь отправились в путь. Одних мужчин, не считая женщин и детей, было до шестисот тысяч. Моисей вел народ к Земле обетованной. Господь указывал им дорогу, посылал днем столп облачный, а ночью столп огненный, который шел перед ними.

День избавления евреев от египетского рабства остался навсегда памятным для них. Господь установил в этот день главный ветхозаветный праздник, который Он назвал Пасхою. Слово «Пасха» означает: прохождение мимо, или избавление от беды (губитель прошел мимо еврейских жилищ). Каждый год вечером этого дня евреи закалывали и приготовляли пасхального агнца и ели его с пресным хлебом. Праздник продолжался семь дней.

Агнец пасхальный, кровью которого избавлены были первенцы еврейские от смерти, прообразовал собою Самого Спасителя Иисуса Христа, Агнца Божия, берущего на себя грехи мира, кровь Которого избавляет всех верующих от вечной погибели.

Сама же ветхозаветная еврейская Пасха прообразовала собою нашу новозаветную, христианскую Пасху. Как тогда смерть прошла мимо жилищ евреев, и они освобождены были от египетского рабства и получили Обетованную землю, так в христианскую Пасху, Воскресение Христово, смерть вечная прошла мимо нас: Воскресший Христос, освободив нас от рабства диавола, дал нам вечную жизнь.

Христос умер на кресте в день, когда закалывали пасхального агнца, и воскрес непосредственно после еврейской Пасхи; вот почему воскресение Христово празднуется Церковью всегда после еврейской Пасхи и называется также Пасхою.

Евреи по выходе из Египта направились к Чермному, или Красному, морю (это был один из заболоченных заливов Красного моря в области, где теперь проходит Суэцкий канал).

Египтяне же, похоронивши умерших первенцев, стали жалеть, что отпустили евреев. Фараон снарядил погоню. В ее состав вошли шестьсот военных колесниц. На каждой колеснице было два воина для сражения и один для управления лошадьми.

Фараон догнал евреев у берега моря. Увидев позади себя грозные полчища, евреи пришли в ужас. И действительно с человеческой точки зрения положение евреев было безвыходным. Отступление к северу могло отрезало им египетское войско, путь к западу и югу преграждал горный хребет, а на востоке бушевало море.

Вместо того чтобы просить у Бога помощи, они стали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ободряя их, Моисей в душе своей молился Богу. Господь услышал его молитву. Облачный столп, который шел до этого времени впереди евреев, стал теперь посредине между ними и египтянами. Столп был обращен темной стороной к египтянам и скрывал от них евреев, светлой же стороной обращен был к евреям и освещал им путь.

Господь сказал Моисею: «Возьми жезл твой, простри руку твою на море и раздели его». Моисей протянул руку свою с жезлом на море. И поднял Господь сильный восточный ветер на всю ночь, и расступились воды. Обнажилось дно, и евреи пошли по нему. Египтяне в пылу негодования не увидели, что берег кончился, и бросились вдогонку. Ко всему добавилась неожиданная гроза и землетрясение. Двигаться им мешали грязь и тина, колесницы вязли, медленно, с трудом они гнались за евреями, понимая, что не израильтяне, а Бог их противится египтянам. Египтяне решили бежать назад, но в это время последние евреи выбрались на другой берег, Моисей снова простер руку с жезлом, и воды, до того стоявшие стеной, устремились на свое место. Вода морская покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова и потопила египтян.

Тогда израильский народ с великою радостью воспел благодарственную песнь Господу Богу, своему Помощнику и Покровителю.

1-я песнь канонаБлагодарственная песнь разделяется на три части. Первая изображает всемогущество Господа, выступившего на спасение Израиля против фараона, вторая раскрывает, что Господь неизмеримо высок, третья описывает впечатление, произведенное всемогуществом Господа на окрестные языческие народы.

Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море. Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень. Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому. От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря. Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя. Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах. Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? Ты простер десницу Твою: поглотила их земля. Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, - сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей. Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских; тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана. Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка! Господь будет царствовать во веки и в вечность. Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря.

 


Песнь, творцом которой был Моисей, исполнялась так, как принято было у евреев, то есть Моисей (возможно с хором мужчин) пел стихи своей песни, а сестра его Мариам с хором женщин (и с музыкальным сопровождением - тимпанами) повторяла как припев. В нашей церкви нечто подобное происходит при пении стихир с канонархом. Песнь Моисея стала образцом для последующих ветхозаветных песней. В Церкви по ее образцу составлены ирмосы и тропари первой песни каждого канона, в них прославляется победоносность Господа. Ряд первых песней заключается словами «Славно бо прославися», встречаются слова «яко прославися», «песнь победную поюще».

 





Примеры ирмосов 1-й песни канона:

Твоя победительная десница, боголепно в крепости прославися: та бо, Безсмертне, яко всемогущая, противныя сотре, израильтяном путь глубины новосоделавшая.

Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море, и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.

Водыдревле манием Божественным во едино сонмище совокупивый и разделивый море израильтеским людем, Сей Бог наш, препрославлен есть, Тому Единому поим, яко прославися.

Якопо суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.

Используемая литература:

1. Библия в Синодальном переводе с комментариями и приложениями. Российское Библейское общество. Москва. 2008 год.
2. Прот. Серафим Слободской. Закон Божий.
3.  А. П. Лопухин. Толковая Библия.
4. Прот. Александр Соколов. Библия для детей.