Главная
Благовещение
Страницы истории
Богослужение
Воскресная школа
Воскресные беседы
Галерея
Хочу поделиться
Осторожно секта
Объявления
Новости
Контакты
Нужна помощь
Карта сайта


Календарь' 2017
СЕГОДНЯ:






СВЯТЫЕ ДНЯ

ЧТЕНИЕ ДНЯ


Незнакомое православие. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, ликбез, заблуждения, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа.
вопрос о вере
Главная > Воскресные беседы > Беседы, 2009 год > Священномученик Kипpиан и мученица Иустина

Священномученик Kипpиан и мученица Иустина

Священномученик Kипpиан и мученица Иустина

 Сказание о святых мучениках Киприане и Иустине существует с глубокой древности. Жили они в конце III - начале IV вв. Отечеством Киприана, как предполагается, была Антиохия, область, расположенная в северной части современной Сирии. С 7 лет до 30 Киприан обучался в крупнейших центрах язычества - на горе Олимп, в городах Аргосе и Таврополе, в египетском городе Мемфисе и в Вавилоне. Постигнув премудрость языческой философии и чародейства, был посвящен на Олимпе в жрецы. Обретя великую силу призывания нечистых духов, видел самого князя тьмы, беседовал с ним и получил от него полк бесов в услужение. Вернувшись в Антиохию, Киприан стал почитаться язычниками как главный жрец, удивляя людей способностью управлять стихиями, насылать мор и язвы. Много людей он совратил ко всяким беззакониям, многих погубил отравами и чародейством.

Жила в то время там же, в Антиохии, дочь языческого жреца Едесия - Иустина. Она уже была просвещена христианской верой, первое понятие о которой получила случайно, услышав слова о Христе из уст диакона, проходившего мимо дома ее родителей, в то время как она сидела у окна. Молодая язычница постаралась больше узнать о Христе. Иустина стала тайно ходить в церковь Христову и, часто слушая слово Божие, при воздействии на ее сердце Святаго Духа уверовала во Христа. В скором времени она убедила своих родителей в истине христианской веры. Однажды ночью языческий жрец увидел во сне, по Божественному соизволению, чудесное видение:  великий сонм светоносных ангелов, а среди них был Спаситель мира Христос, Который сказал ему: "Приидите ко Мне, и Я дам вам Царствие Небесное".

 Встав утром, Едесий пошел с женою и дочерью к христиан­скому епископу Оптату, прося его научить их Христовой вере и совершить над ними Святое Крещение. Епископ возрадовался обращению их и, наставив их вере Христовой, крестил Едесия, жену его Клеодонию и дочь Иустину, а затем, причастив их Святых Тайн, отпустил с миром. Когда же Едесий укрепился в Христовой вере, то был посвящен в сан пресвитера. После этого, пожив добродетельно и в страхе Божием год и шесть месяцев, Едесий во святой вере окончил свою жизнь. Иустина же доблестно подвизалась в соблюдении заповедей Господних и, возлюбив Жениха своего Христа, служила Ему прилежными молитвами, девством и целомудрием, постом и воздержанием великим.

В то время жил в Антиохии некий юноша по имени Аглаид, сын богатых и знатных родителей. Он жил роскошно,  отдаваясь суете мира сего. Однажды он увидел Иустину, когда девушка шла в церковь, и поразился ее красотой. Он просил ее стать его женой, но Иустина, посвятив себя Христу, отказалась от брака с язычником и тщательно избегала даже встречи с ним. Он, однако же, настойчиво преследовал ее. Видя неуспешность всех  стараний, Аглаид обратился к знаменитому волхву Киприану и просил его подействовать своим искусством на сердце Иустины. Выслушав Аглаида, Киприан обещал исполнить желание. "Я, - сказал он, - сделаю так, что сама девица будет искать твоей любви и почувствует к тебе страсть даже более сильную, чем ты к ней".

Киприан взял книги по своему тайному искусству и призвал одного из нечестивых духов с уверенностью, что он скоро может распалить страстью к этому юноше сердце Иустины. Бес охотно обещал  исполнить это и дал снадобье, которым нужно окропить дом Иустины.

Киприан призвал Аглаида и послал его окропить тайно из дьявольского сосуда дом Иустины. Когда это было сделано, блудный бес вошел туда с разжженными стрелами плотской похоти, чтобы уязвить сердце девицы любодеянием, а плоть ее разжечь нечистою похотью.

Иустина имела обычай каждую ночь возносить молитвы ко Господу. И вот, когда она, по обычаю, вставши в третьем часу ночи, молилась Богу, то ощутила внезапно в своем теле волнение, бурю телесной похоти и пламя геенского огня. В таком волнении и внутренней борьбе она оставалась довольно продолжительное время: ей пришел на память юноша Аглаид, и у нее родились дурные мысли. Девица удивлялась и сама себя стыдилась. Но по благоразумию своему Иустина поняла, что эта борьба возникла в ней от дьявола; тотчас же она обратилась к оружию крестного знамения, прибегла к Богу с теплою молитвой и из глубины сердца взывала ко Христу, Жениху своему.

Долго и усердно помолившись, святая дева посрамила врага. Побежденный ее молитвою, он бежал от нее со стыдом, и снова настало спокойствие в теле и в сердце Иустины; пламя вожделе­ния погасло, борьба прекратилась, кипящая кровь успокоилась. Иустина прославила Бога и воспела победную песнь. Бес же возвратился к Киприану с печальною вестью, что он ничего не достиг. Киприан спросил его, почему он не смог победить девицу? Бес, хотя и неохотно, открыл правду: "Я потому не смог одолеть ее, что видел в ней некое знамение, коего устрашился".

Тогда Киприан призвал более злобного беса и послал его соблазнить Иустину. Тот пошел и сделал гораздо более первого, напав на девицу с большею яростью. Но она вооружилась теплою молитвою и возложила на себя еще сильнейший подвиг: она облеклась во власяницу и умерщвляла свою плоть воздержанием и постом, вкушая только хлеб с водою. Укротив таким образом страсти своей плоти, Иустина победила дьявола и прогнала его с позором. Он же, подобно первому, ничего не успев, возвратился к Киприану. Тогда Киприан призвал одного из князей бесовских, поведал ему о слабости посланных бесов, которые не могли победить одной девицы, и просил у него помощи. Обнадежив Киприана и обещав иными способами соблазнить девицу, князь бесовский принял вид женщины и вошел к Иустине. И начал он благочестиво беседовать с нею, как будто желая последовать примеру ее добродетельной жизни и целомудрия. Так беседуя, он спросил девицу, какая может быть награда за столь строгую жизнь и за соблюдение чистоты.

Иустина ответила, что награда для живущих целомудренно велика и неизреченна, и весьма удивительно, что люди нимало не заботятся о столь великом сокровище, как ангельская чистота. Тогда дьявол, обнаруживая свое бесстыдство, начал хитрыми речами соблазнять ее. Но Иустина узнала хитрого обольстителя и искусно победила его. Не продолжая беседы, она тотчас прибегла к защите Креста Господня и положила честное его знамение на своем лице, а сердце  обратила ко Христу. И дьявол тотчас исчез с еще большим позором, чем первые два беса.

В большом смущении возвратился к Киприану гордый князь бесовский. Киприан же, узнав, что и он ничего не успел, сказал дьяволу: "Скажи мне, каким оружием она борется с вами и как она делает немощною вашу крепкую силу?"

Побежденный силою Божией, дьявол неохотно сознался: "Мы не можем смотреть на крестное знамение, но бежим от него, потому, что оно, как огонь, опаляет нас и прогоняет далеко".

Киприан вознегодовал на дьявола за то, что он посрамил его и, понося беса, сказал: "Такова-то ваша сила, что и слабая дева побеждает вас!"

Тогда дьявол, желая утешить Киприана, предпринял еще одну попытку: он принял образ Иустины и пошел к Аглаиду в той надежде, что, приняв его за настоящую Иустину, юноша удовлетворит свое желание, и, таким образом, ни его бесовская слабость не обнаружится, ни Киприан не будет посрамлен. И вот, когда бес вошел к Аглаиду в образе Иустины, тот в несказанной радости вскочил, подбежал к мнимой деве, обнял ее и назвал по имени.

Но лишь только юноша произнес слово «Иустина», как бес тотчас исчез, не будучи в состоянии вынести даже имени Иустины. Юноша сильно испугался и, прибежав к Киприану, рассказал ему о случившемся. Тогда Киприан волхвованием своим придал ему образ птицы и, сделав его способным летать по воздуху, послал к дому Иустины, посоветовав ему влететь к ней в комнату чрез окно.

Носимый бесом по воздуху, Аглаид прилетел в образе птицы к дому Иустины и хотел сесть на крыше. В это время Иустина посмотрела в окно своей комнаты. Увидев ее, бес оставил Аглаида и бежал. Вместе с тем исчез и призрачный облик Аглаида, в котором он казался птицею, и юноша едва не расшибся, летя вниз, но был спущен на землю молитвой святой Иустины. Так, ничего не достигши, возвратился юноша к Киприану и рассказал ему про свое горе. Видя себя посрамлен­ным, Киприан сильно опечалился и сам задумал пойти к Иустине, надеясь на силу своего волшебства. Он превращался и в женщину, и в птицу, но еще не успевал дойти до двери дома Иустины, как уже призрачное подобие красивой женщины, равно и птицы, исчезало, и он возвращался со скорбию.

После этого Киприан начал мстить за свой позор и наводить своим волхвованием разные бедствия на дом Иустины и на дома всех родственников ее, соседей и знакомых. Он убивал скот их, поражал рабов их язвами, и таким образом ввергал их в чрезмерную печаль. Наконец, он поразил болезнью и Иустину, так что она лежала в постели, а мать  плакала о ней. Иустина же утешала мать свою словами пророка Давида: "Не умру, но жива буду и поведаю дела Господни" (Пс, 117, 17).

Не только на Иустину и ее родных, но и на весь город навел Киприан бедствия. Появились язвы на животных и различные болезни среди людей; и прошел по бесовскому действию слух, что великий жрец Киприан казнит город за сопротивление ему Иустины. Тогда почетнейшие граждане пришли к Иустине и с гневом побуждали ее, чтобы она не печалила более Киприана и выходила замуж за Аглаида, во избежание еще больших бедствий из-за нее для всего города.

Она же всех успокаивала, говоря, что скоро все бедствия, причиняемые при помощи бесов Киприаном, прекратятся. Так и случилось. Когда святая Иустина помолилась усердно Богу, тотчас все бесовское наваждение прекратилось; все исцелились от язв, выздоровели от болезней.

Когда совершилась такая перемена, люди прославляли Христа, а над Киприаном и его волшебной хитростью издевались, так что он от стыда не мог уже показаться среди людей и избегал встречаться даже со знакомыми.

Эта победа и торжество христианки были одновременно полным посрамлением Киприана, считавшего себя могущественным волхвом и похвалявшегося знанием тайн природы. Но это же послужило и к спасению человека, одаренного сильным умом, который главным образом по заблуждению растрачивался на недостойное употребление. Киприан понял, что есть нечто высшее, чем его знания и таинственное искусство, чем та темная сила, на помощь которой он рассчитывал, стремясь поразить непросвещенную толпу. Он понял, что все это - ничто перед познанием Того Бога, Которого исповедует Иустина.

Увидев, что все его средства бессильны против слабого существа - молодой девушки, вооруженной только молитвой и крестным знамением, Киприан постиг значение этих двух действительно всемогущих орудий. Он пришел к христианскому епископу Анфиму († 302; память 3/16 сентября), со слезами исповедал все и отдал  свои книги на сожжение. Видя такое смирение, епископ научил Киприана и наставил святой вере, а затем повелел ему готовиться к крещению; книги же его сжег перед всеми верующими гражданами.

Удалившись от епископа с сокрушенным сердцем, Киприан плакал о грехах своих и искренно каялся, взывая к истинному Богу об очищении своих беззаконий. Пришедши на другой день в церковь, он не хотел выходить из нее, пока не принял крещение.

Узнав об этом,  Иустина возблагодарила Бога, раздала много милостыни нищим и сделала в церковь приношение. Киприана же на восьмой день епископ поставил в чтеца; на двадцатый - в иподиакона; на тридцатый - в диакона, а через год рукоположил в иереи. Киприан изменил свою жизнь, с каждым днем увеличивал свои подвиги и, постоянно оплакивая прежние злые деяния, совершенствовался и восходил от добродетели к добродетели. Скоро он был поставлен епископом, обратил ко Христу столько язычников, что в его епархии некому было приносить жертвы идолам и их капища были заброшены. Святая Иустина удалилась в монастырь и была избрана игуменией.

При императоре Диоклетиане во время гонения на христиан епископ Киприан и игумения Иустина были схвачены и подвергнуты лютым мучениям.  Киприану строгали тело, а Иустину били по устам и очам; затем их бросали в кипящий котел, но он не причинил им никакого вреда, и они, как бы в прохладном месте, прославляли Бога. Затем они были осуждены на усечение мечом.

 Когда мучеников привели на место казни, то Киприан попросил себе  времени для молитвы, ради того, чтобы прежде была казнена Иустина: он опасался, как бы Иустина не испугалась при виде его смерти. Она же радостно склонила свою голову под меч и преставилась Жениху своему, Христу. Видя неповинную смерть мучеников, воин Феоктист, присутство­вавший там, очень сожалел о них и, воспылав сердцем к Богу, объявил себя христиа­нином. Вместе с Киприаном и он тотчас был осужден на усечение. Так они предали свои души в руки Божии; тела же их лежали шесть дней не- погребенными. Некоторые из бывших там странников тайно взяли их и отвезли в Рим, где и отдали  добродетельной и святой женщине по имени Руфина, родственнице Клавдия-кесаря. Она похоронила с честью тела св. Христовых мучеников Киприана, Иустины и Феоктиста. При гробах же их происходили многие исцеления приходивших к ним с верою.

Зная о чудесном обращении ко Христу святого священномученика Киприана, бывшего служителем князя тьмы и верой разорвавшего его узы, христиане часто прибегают к молитвенной помощи святого в борьбе с нечистыми духами.

На Кипре, в деревне Менико близ Никосии есть храм священномученика Киприана и мученицы Иустины, где почивают их святые мощи. Мощи были принесены на Кипр из Сирии в 1298 г.

В августе 2005 г. мощи святых впервые за 700 лет покинули Кипр для того, чтобы им смогли поклониться верующие в России. В Москве они пребывали в Зачатьевском монастыре. «За 10 дней, в течение которых святыня находилась в монастыре, к сестрам обращались люди, которые свидетельствовали о неожиданном выздоровлении после того, как они поклонились мощам», - рассказывала игуменья Иулиания, настоятельница обители. По ее словам, «исцеления происходили в основном от душевных болезней». Сестры записывали все подобные факты, что принято в Церкви для подтверждения чудесных явлений. В те дни в монастыре побывали более 60 тысяч человек, люди стояли по 4-5 часов. С 7 утра до часу ночи перед мощами служились молебны.