Главная
Благовещение
Страницы истории
Богослужение
Воскресная школа
Воскресные беседы
Галерея
Хочу поделиться
Осторожно секта
Новости
Контакты
Нужна помощь
Карта сайта


Календарь' 2014
СЕГОДНЯ:






СВЯТЫЕ ДНЯ

ЧТЕНИЕ ДНЯ


Незнакомое православие. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, ликбез, заблуждения, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа.
вопрос о вере
Главная > Воскресные беседы > Беседы, 2009 год > Святая великомученица Анастасия Узорешительница

Святая великомученица Анастасия Узорешительница

Житие святой великомученицы Анастасии  Узорешительницы

великомученица Анастасия УзорешительницаБывает, живем мы – ничего особенно плохого не происходит, но и хорошее не часто радует, что-то получается, а что-то ну никак. Где-то услышим, что кто-то обращается к святым угодникам с молитвой и всё меняется, а у нас почему-то не так. Почему нам не помогают святые? – думаем мы. Да потому, что не просим. А если и попросим – то между прочим, наспех, скороговоркой, без особой надежды. И лишь серьёзные жизненные испытания способны пробудить в нашем застывшем сердце горячую молитву – и время находится, и усердие, и силы. И чем серьёзнее испытания, тем способнее мы к молитвенным наукам.

Тюрьма – испытание, куда уж серьёзнее. И неудивительно, что тюремные храмы – явление нынче уже привычное. Молятся, просят исцеления заблудшие души... Тюремные храмы часто строят во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Удивительного здесь ничего нет. Именно она, Анастасия Узорешительница, очень давно, ещё в первые годы христианства, взяла на себя подвиг помогать узникам, томящимся в заключении.

Святая Анастасия родилась в прекрасном городе Риме. Отец её, по имени Претекстат, был сенатором и исповедовал эллинскую языческую веру. А мать её, именем Фавста, была христианкой. В девическом возрасте Анастасия была поручена своею матерью для обучения одному достойному мужу, Хрисогону, известному своею ученостью и благочестием. Он был христианином, хорошо знал Божественное учение Христа и впоследствии стал мучеником. От этого святого мужа Анастасия научилась не только грамоте; она научилась также Закону Божию. Она полюбила читать христианские книги, поучаясь в законе Господнем, день и ночь утверждая свое сердце в любви к Богу.

Между тем умерла блаженная мать Анастасии,  Фавста. Отец же святой Анастасии против её желания выдал её за некоего Помплия,  сенатора и язычника.

Но Бог, к Которому возносились рыдания несчастной девицы, пред Которым она молилась день и ночь, сохранил её. Анастасия притворилась, что у неё постоянная и неисцелимая женская болезнь, и говорила, что не может быть женою своему мужу, - и так осталась непорочной девою.

Часто, переодевшись нищенкой, Анастасия выходила из дому, обходила все темницы, золотом покупая себе у стражи вход в них, посещала страждущих ради Христа, служила им сколько могла. Она умывала руки и ноги заключенных, отирала кровь их, обвязывала  раны, подавала каждому пищу и питье. В этих занятиях часто приходилось ей выходить из дому, и не скрылось это от её мужа.

Жестоко избив Анастасию, он заключил ее в отдельной комнате, приставив  стражу, так что она не могла выйти из комнаты. И скорбела духом святая об узниках за Христа, что не посещает их, не служит им, не снабжает их всем нужным. Особенно же болело сердце Анастасии по учителю её святому Хрисогону, что не видит она его. Уже два года святой  Хрисогон претерпевал много различных мук, пребывая в темнице. Находясь на свободе, Анастасия часто приходила к нему. Теперь же, пребывая сама в заключении и под бдительным надзором, она не могла навещать своего учителя. 

Особенно стал притеснять Анастасию  муж, когда умер отец её  Претекстат; все значительное имение Претекстата перешло к Анастасии, как к единственной дочери. И тогда Помплий, воспользовавшись смертью своего тестя, из ненависти к Анастасии за её несогласие быть для него женой, замыслил уморить ее, чтобы наследовать все её имение и жить с другой женою. Обращаясь со святою, как с пленницею и рабою, он ежедневно истязал и мучил ее. Это известно из письма её, тайно написанного ею Хрисогонy:  «…Меня, как волшебницу и противницу его языческой веры, муж томит в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою... Призываю Христа во свидетели, что, если я буду свободна, то проведу жизнь мою в служении святым...». 

На это письмо пришел такой ответ: «Хрисогон—Анастасии. Свету всегда предшествует тьма, и после болезней часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь. Один и тот же конец для всякого, как для счастливца, так и для страдальца, чтобы скорбящими не овладевало отчаяние и чтобы в радости люди не предавались самомнению… Близко время гибели тех, которые не думают прийти к спасительному пристанищу. А ты, непорочная служительница Христова, прилепись всею мыслию ко Кресту Христову и приготовь себя к делу Господню; и когда ты послужишь Христу по собственному твоему желанию, то от мучений с торжеством перейдешь в блаженную жизнь ко Христу».

Этим письмом святой Хрисогон пророчествовал о скорой гибели жестокого мужа её Помплия. И действительно, он вскоре был отправлен в Персию послом. Во время этого путешествия во время бури Помплий утонул в море.

Святая же Анастасия, сохранив свое девство, получила свободу и все наследство, оставшееся ей от родителей. И начала, уже без помехи от кого бы то ни было, обходить заключенных в темницах. Она служила святым страстотерпцам Христовым не одним только имением своим. Наряду с этим она утешала их,  благоразумными речами возбуждала их к мужественному терпению и к безбоязненной смерти за Христа.

В то время в Римской империи был правителем император Диоклетиан. При нем в империи разразились самые жесточайшие гонения на христиан. Первые девятнадцать лет его правления отмечены только мученичеством среди воинов, потому что воины то и дело отказывались приносить положенные жертвы богам, и за это подвергались казни. Христиане чувствовали себя настолько спокойно, что даже против дворца императора в Никомидии возвышалась большая христианская церковь.

Но под конец своего царствования Диоклетиан предпринял уже повсеместное гонение на христиан. В течение одного года  он один за другим издает целых четыре эдикта (указа) против христиан, и эти эдикты предопределяют все более нарастающие масштабы гонений. Сначала произошла конфискация церковного имущества. После конфискации святынь и церковной собственности последовали  аресты и казни духовенства. Преследованию подлежали все до единого духовные лица: не только епископы, но и все низшие клирики, которых в то время было очень много, потому что не было твердой границы между клириками и простыми церковными служащими: например, привратники в Церквах или санитары, которые обслуживали церковные больницы и богадельни, тоже считались клириками. Все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.

Император Диоклетиан направлял все силы на то, чтобы ни одному христианину не удалось уйти из его рук. Ему донесли, что темницы в Риме наполнены великим множеством христиан, что они, несмотря на разнообразные мучения, не отказываются от своего Христа и что во всем этом их подкрепляет христианский учитель Хрисогон, которому они покорны, во всем следуя его наставлениям.

Император приказал казнить всех христиан, а Хрисогона послать к нему. Он размышлял, что, если одолеет его упорство, то легко осилит и прочих христиан. Когда Хрисогона вели к царю, издалека следовала за своим учителем и Анастасия. Увидев святого мужа, император начал сначала беседовать с ним, увещевая его отречься от Христа.  "Прими, Хрисогон, мой добрый совет, - говорил властитель, - присоединись к нашей вере, сделай угодное богам и выбери себе приятное вместо скорбного,  полезное вместо неполезного. Знай, что не только ты избавишься от мук и получишь столь желанную свободу, но сверх того сделаешься начальником великого города Рима".

Святой отвечал на это:  "Я познал Единого Бога, и Он для меня дороже всякого света и вожделеннее всякой свободы. Он мне дороже всей жизни, полезнее всех сокровищ. В Него одного верую я сердцем, исповедую Его устами, чту Его душою и перед очами всех преклоняю Ему мои колена. Чтить  же многих  твоих богов, в которых живут бесы, я не буду; я мыслю о них так же,  как и Сократ, который говорить о них: "Нужно всячески удаляться от них, потому что они соблазняют людей и суть известные душегубцы". Дары же и честь, которые ты мне предлагаешь, я ценю не больше, чем сон и мрак". Таких свободных речей Хрисогона император слышать не мог и велел  отрубить ему голову. Тело святого было брошено на берегу моря, недалеко от жилища одного пресвитера Зоила, мужа святой жизни. Этот пресвитер по откровению от Бога узнал о теле святого Хрисогона, взял его вместе с усеченною главою и, вложив в ковчег, скрыл у себя дома.

Анастасия  стала переходить из города в город и из страны в страну; святая везде служила плененным христианам, доставляла им на свои средства пищу и питье, одежду и все необходимое и оказывала больным врачебную помощь. Она была отрадою для всех тяжко испытуемых и изнемогающих телом людей, часто выкупала узников. Вот поэтому Анастасия и была названа Узорешительницею, так как своим  она многим разрешила узы. 

Не гнушалась она на руках  носить тех, которые не могли владеть ни руками, ни ногами, перебитыми или изъявленными за Христа, - и сама кормила и поила их, обчищала  гной, обвязывала раны. И в том только была её радость, чтобы послужить Самому Христу в лице тех, кто страждет за исповедание сладчайшего имени Христова.

Будучи в Македонии и занимаясь там обычным своим делом, святая Узорешительница Анастасия познакомилась с одною очень молодою вдовою Феодотиею, которая была родом из страны Вифинской, из города Никеи. После смерти мужа она осталась с тремя младенцами-сыновьями и жила в Македонии, проводя дни  в усердном исповедании христианства и в благочестивых подвигах. Блаженная Анастасия часто жила у  вдовы, любила ее, как верную рабу Христову.

С течением времени о Феодотии узнали, что она христианка, и  вдова была схвачена и приведена к императору на допрос. Некий царедворец Левкадий, прельстился её красотой. Он просил  не убивать Феодотию, а отдать  ему, чтобы он мог на ней жениться. Император согласился, надеясь, что муж скорее обратит ее в идолопоклонство. Левкадий взял Феодотию с детьми к ce6е в дом, и чего только не делал и ни говорил, упрашивая ее, увещевая, лаская и грозя, чтобы она отверглась Христа и стала его женою.

  Однако  Левкадию нужно было сопровождать императора, который куда-то отправлялся. И он уехал, оставив Феодотию в своем доме, и долго не возвращался. Феодотия же все это время служила вместе со святою Анастасиею узникам, исцеляла больных, погребала мертвых.

И вот Диоклетиану снова доносят, что темницы по городам наполнены христианами и что негде помещать других узников. Тогда нечестивый мучитель велел ночью умертвить всех заключенных, чтобы темницы могли вместить других христиан.

Придя наутро в одну из темниц и не найдя никого из страдальцев, Анастасия заплакала. Когда находившиеся там воины спросили ее, почему она так плачет, она отвечала: "Ищу рабов Бога моего, которые вчера были в этой темнице, а теперь не знаю, где находятся". Воины, видя, что она христианка, тотчас взяли ее и отвели к начальнику Иллирийской области Флору.

Тот спросил ее: "Ты христианка?" Святая Анастасия отвечала: “Воистину я христианка. Что тебе кажется мерзостным, то мне дорого. А имя христианки, которое у вас считается позором, для меня честно и славно”.

Тогда Флор стал расспрашивать Анастасию об её происхождении и, узнав, что она из известного римского рода, с удивлением спросил: “Что побудило тебя к тому, что ты, оставив Рим, славное отечество твое, пришла сюда?” Святая отвечала ему: “Не что иное, как только глас Господа моего, призывавшего меня к Себе. Внимая этому гласу, я оставила отечество и друзей, взяла Крест Христа моего и бодро и радостно пошла вслед за Христом”. Флор сказал на это: “Где тот Христос, Которого ты исповедуешь?” Анастасия отвечала: “Нет места, в котором бы не было Христа. Он на небе, в море, и на земли, Он пребывает во всех призывающих и боящихся Его, просвещая их разум и всегда находясь с ними”. Флор спросил: “Где же находятся люди, боящиеся твоего Христа, о которых ты говоришь? Скажи нам, чтобы мы узнали их”. Святая отвечала: “Доселе они были с нами на земле, живя в теле, теперь же, оставив дольний мир, они на небе и с высоты смотрят на нас. Это блаженство доставила им смерть, принятая за Христа. И я желаю быть в их числе и пойти тем же путем, что и они”.

Поскольку Анастасия была из знатного римского рода, решить ее участь мог только император. Диоклетиан знал родителей Анастасии и мужа её. Поняв, что она тратит на бедных христиан свое имение, полученное ею от родителей, он приказал привести святую к себе и стал расспрашивать об её состоянии, так как больше любил богатство, чем своих богов: «Где твои богатства, оставшиеся тебе после отца?». Святая мужественно отвечала: «Если б у меня оставалось еще что-нибудь из сокровищ и имения, которыми бы я могла еще послужить рабам моего Христа, то я не предала бы себя в руки людей, ищущих христианской крови. Но теперь я уже истощила все имущество свое, которое принесла в жертву Христу, и у меня осталось одно лишь мое тело; поэтому я стремлюсь и его принести в дар моему Богу».

Видя, как святая свободно говорит, император потерял надежду одолеть ее словами и получить что-нибудь из богатств её, об истощении которых он только что слышал. Он боялся вступать с нею в дальнейшую беседу, чтоб она не пристыдила его своими премудрыми словами, и велел отвести ее к областеначальнику, сказав при этом: «Не подобает царскому величеству беседовать с безумной женщиной».

Областеначальник встретил святую Анастасию ласковыми словами: «Зачем не хочешь ты принести богам жертвы, как приносил их твой отец; зачем оставила их и почитаешь Христа? Ведь ты не знаешь Его: Он родился среди иудеев и ими же убит как злодей». Анастасия отвечала: «И у меня в доме были боги и богини, золотые, серебряные и медные. Я видела, как они праздно стояли, служа только седалищем для птиц, жилищем для пауков и мух. Поэтому я бросила богов и богинь в огонь, освобождая их от бесчестия, которые им наносили птицы, пауки и мухи. И из огня они вышли у меня монетами золотыми, серебряными и медными. На их деньги я напитала многих голодных, одела нагих, помогла немощным. И так из тех богов, которые стояли без дела и без пользы, я извлекла пользу для многих».

Услышав такие слова областеначальник с яростью воскликнул: «Я и слышать не хочу о твоем безбожном поступке». Тогда святая с усмешкой ответила: «Удивляюсь твоему разуму, судья. Как ты можешь называть мой поступок безбожным поступком. Если б в тех бездушных идолах было хоть одно чувство или одна какая-нибудь сила, то что помешало бы им освободиться из рук разрушителей их, или отомстить разрушителям, или, наконец, кричать и просить помощи от вас? А они даже не знают сами о себе, не знают, что с ними делается». Прерывая речь святой, судья сказал: «Божественный царь наш повелел тебе, отложив все лишние разговоры, сделать одно из двух: или согласиться на жертвоприношение богам или погибнуть злою смертью». 

Святая отвечала, что умереть за Христа не значит погибнуть, но войти в жизнь вечную.

Увидев, что святая непреклонна, областеначальник доложил об этом царю. Диоклетиан в великом гневе стал раздумывать, что бы сделать со святою Анастасиею. Кто-то из приближенных посоветовал царю передать ее Ульшану, жрецу Капитолийскому, чтобы он уговорил ее отречься от Христа, или принудил муками, или, если она не покорится, казнил бы ее и, если после неё останется какое имущество, взял бы его в Капитолий. Этот совет понравился царю, и он передал святую Анастасию Ульшану, верховному жрецу всех богов. Ульшан с честью привел ее к себе в дом, рассчитывая уловить ее скорее лестью, чем угрозами.

После долгих ласковых уговоров он предпринял хитрый, на его взгляд, ход: предложил  на выбор противоположные предметы, заключавшее в себе все великолепие мира и всевозможные орудия мучений, разместив все это друг против друга: с одной стороны драгоценные камни, а с другой мечи; здесь - золотые ложа, украшенные драгоценной хрустальной отделкой, а там - железные раскаленные одры, наполненные горящими углями; здесь - разные золотые и жемчужные уборы, а там оковы и вериги. Но она ни на что не обращала внимания: не желала она ничего, что тешит, не боялась и не хотела бежать от предметов, наводящих скорбь и уныние, и с большею охотою смотрела на орудие мучительства, чем на женские уборы.

Когда  сказали святой: “Выбери себе с обеих сторон то, что хочешь”,— она, посмотрев на разложенные пред нею предметы роскоши и драгоценности, сказала: «Все это, диавол, твое и работающих на тебя, с которыми ты и будешь предан вечной погибели». Посмотрев же на вериги и орудия мук, святая Анастасия произнесла: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему – Христу. Это я выбираю, а то отвергаю, это люблю ради возлюбленного Господа моего, а то ненавижу».

Тогда жрец, щадя ее и не теряя надежды, что она изменит свое желание, дал ей три дня на размышление. Через три дня верховный жрец Ульшан, видя, что святая Анастасия  тверда в исповедании веры, осудил ее на муки. Но сначала этот безумец, уязвленный её красотою, желал осквернить чистую голубицу Христову своею нечистотою. Однако, когда сей нечестивец хотел прикоснуться к ней, он вдруг ослеп, страшная боль сжала ему голову и, как безумный, он вопил и взывал к своим богам, прося помощи, пока не умер.

Слух об этом чуде распространился среди многих, а святая мученица Анастасия осталась свободной. Она отправилась к вышеупомянутой духовной сестре своей Феодотии, все еще пребывавшей в доме градоначальника Левкадия, и рассказала ей подробно обо всем, что она претерпела, и о том чуде, которое чрез нее совершил Бог, показав над ней милость Свою. Вскоре  после того возвратился и Левкадий. Он опять принялся за старое и по-прежнему старался то ласками, то угрозами склонить Феодотию к двум беззакониям – поклониться его нечестивым богам и вступить с ним в постыдный и ненавистный для неё брак.

Наконец, истощив все свои усилия и видя, что ничего не получается по причине пребывания здесь Анастасии, злодей воспылал еще большим гневом: он сковал и предал Анастасию суду, а Феодотию с  детьми послал связанной к проконсулу Никитию, рассказав ему в письме все касающееся Феодотии. Когда блаженная Феодотия была приведена к этому проконсулу, то он стал грозить ей муками.

На это старший сын Феодотии, по имени Евод, небольшой мальчик, сказал: «Мы, судья, не боимся мук, которые дают телу нетление, а душе бессмертие. Боимся же мы Бога, Который может и душу и тело погубить в геенне огненной». Судья, услышав такие речи, приказал тут же, при матери, бить отрока розгами до крови. Мать, смотря на это, радовалась и укрепляла своего сына Божественными словами, убеждая его мужественно претерпевать всякое страдание.

После этого истязания Феодотию отдали одному бесстыдному человеку, чтобы тот осквернил ее. Но едва тот, приблизясь к целомудренной paбе Божией, хотел прикоснуться к ней, как увидел стоящего возле неё светлого юношу, который, грозно на него посмотрев, ударил его в лицо так сильно, что он был окровавлен.

Это чудо ясно видел и проконсул; но вместо того, чтобы познать Бога, хранящего чистоту целомудренных, он обезумел еще больше, приписывая это колдовству. Он велел разжечь печь и бросить в нее мать с тремя детьми. И святая Феодотия  и ее чада стали  жертвою, благоприятною Богу: они скончалась в огне.

В это время святая Анастасия содержалась в оковах у иллиршскаго правителя. Этот человек был корыстолюбив, и услышав, что Анастасия владеет большим богатством, велел тайно привести ее к себе и сказал ей: «Я знаю, что ты богата и имеешь много денег и имений. При этом ты держишься веры христианской, чего и сама не скрываешь. Исполни же заповедь своего Христа, Который повелевает вам презирать все богатства и быть нищими. Уступи мне богатство твое и сделай меня наследником твоего имения. Сделав так, ты получишь двойную выгоду: исполнишь заповедь Христа и, освободившись из наших рук, будешь безбоязненно и невозбранно служить своему Богу».

Премудрая Анастасия благоразумно ответила на это: «В Евангелие есть слово Господа моего: продай имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небесах (Мф.19.21). Кто будет настолько безумен, чтобы дать тебе, богатому человеку, то, что принадлежит нищим? Кто будет настолько нерассудителен, чтобы дать тебе, утопающему в роскоши и живущему в сладостях и в самоуслаждении, пищу нищих? Если я увижу тебя алчущим и жаждущим, нагим и больным и брошенным в темницу, тогда я сделаю для тебя, как надобно, все повеленное нам Христом: напитаю тебя, напою, одену, посещу, послужу, помогу, подавая тебе все нужное».

Разгневался правитель на эти слова и в ярости повелел заключить святую в темницу и морить ее тридцать дней голодом. Но она питалась надеждою своею – Христом Господом: Он был ей сладкою пищею и утешением в скорби. Всякую ночь являлась ей святая мученица Феодотия, наполняла радостно её сердце и укрепляла ее. Анастасия о многом говорила с блаженной, о многом расспрашивала ее. Между прочим, она спросила ее: «Как ты приходишь ко мне по смерти?» Феодотия объяснила ей, что душам мучеников дарована от Бога особая благодать, чтобы и по своем отшествии от земли они могли приходить к кому пожелают, беседовать с ними и утешать их. По истечении тридцати дней, видя, что Aнacтacия не изнемогла от голода и остается здоровой и светлой лицом, правитель заподозрил стражей в том, что они доставляли ей пищу.

Наконец, он приказал посадить ее в более крепкую темницу, запечатал вход  своею печатью и, приставив самую верную стражу, морил святую Анастасию голодом и жаждою еще тридцать дней. И святая мученица за это время день и ночь питалась одними только слезами и усердно молилась Богу.

По истечении других тридцати дней Анастасию вывели из темницы и, увидев, что она опять не изменилась лицом, осудили ее на смерть вместе с другими приговоренными к казни за различные злодеяния. Всех их решили потопить в море. 

Среди приговоренных был один благочестивый муж Евтихиан; лишенный ради Христа всего своего имения, он осужден был на ту же смерть. И вот их всех посадили на корабль и отплыли  в море. Достигнув глубины, воины просверлили несколько отверстий в корабле, а сами пересели в лодку и поплыли к берегу.

И когда корабль уже должен был погрузиться в воду, внезапно находящиеся на нем люди  увидели святую мученицу Феодотию, управляющую парусами и ведущую корабль к берегу, которого он вскоре и достиг. Все осужденные, видя свое спасение от потопления, изумились и, припав к ногам двух христиан, Евтихиана и Анастасии, умоляли просветить их в веру Христову. 

Выйдя на берег невредимыми, они приняли учение веры от Евтихиана и Анастасии и крестились. Всех душ, спасшихся от потопления и уверовавших во Христа, было сто двадцать. 

Анастасию опять схватили и приказали растянуть между четырьмя столбами и сжечь. Так блаженная Узорешительница совершила страдальческий свой подвиг: разрешилась от уз плоти и отошла к небесной желанной свободе.

Тело её, неповрежденное огнем, было выпрошено одною благочестивою женою, Аполлинариею, которая похоронила его с честью в своем винограднике.

Со временем, когда гонение на Церковь прекратилось, Аполлинария воздвигла над могилою мученицы церковь. Прошло много лет, и честные мощи святой Анастасии прославились. Тогда с великою почестью они были перенесены в царствующий город Константинополь.

Узорешительница – слово редкое и красивое. Есть в нём какая-то тишина, неприметность – обязательные условия христианского подвига. Святая Анастасия и жила так: раздавала милостыню бедным; скрываясь от чужих глаз, навещала узников; тихим, но твёрдым словом укрепляла их дух; по-христиански погребала останки казнённых мучеников. Происходило это 1700 лет назад. Память Анастасии Узорешительницы празднуется 22 декабря (4 января по н.ст.). «Испроси нам оставления согрешений наших», – просим мы в молитве к святой Анастасии. И в тысячах тюремных храмов к её иконе припадают люди, вымаливая себе прощение и – надежду.

Святая великомученица Анастасия изображена на иконах с крестом в правой руке и небольшим сосудом в левой. Крест – путь к спасению, в сосуде – святой елей, врачующий самые страшные раны. Узорешительница – значит избавительница от уз. От уз грехов, страстей, маловерия.

Святую мученицу Анастасию называют «Узорешительницей», поскольку ей от Господа подана сила излечивать телесные и духовные болезни. Её  предстательством разрешаются узы неправедно осужденных, подаётся утешение пребывающим в заключении. Просят святую и о защите от колдовских чар.

Греки называют эту святую Фармаколитрией, то есть Целительницей. Как повествует преподобный Андрей Юродивый, при храме Анастасии Узорешительницы когда-то была лечебница для душевнобольных.

Особую помощь святая Узорешительница оказывает нервнобольным людям и всем тем, кто страдает головными болями.

Частица мощей Анастасии Узорешительницы издавна пребывает в России – в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Известно, что летом 1995 года на российской орбитальной станции «Мир» по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в рамках миссии «Святая Анастасия - надежда на мир» побывали в космосе две иконы Анастасии Узорешительницы.

Тихо, смиренно, но мужественно и стойко прожила святая Анастасия короткую, как утренняя заря, жизнь... Но вот уже 1700 лет перед её иконой горят свечи, читаются акафисты, служатся молебны. Её житие входит в нашу жизнь примером служения Богу и ближнему. Как хорошо, что есть святые, которых мы можем попросить о сокровенном и перед иконой которых мы не стыдимся собственных слёз.

Молитва

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же данною тебе благодатию различная совершавши исцеления; призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред иконою твоею, просящия твоея помощи, простри ко Господу святыя молитвы о нас и испроси нам оставление согрешений наших, помощи в трудах милосердных, укрепления духа в служении, кротости, смирения и послушания, недужным исцеление, скорбящим, во узах сущим скорую помощь и заступление, умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судищи Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.