Главная
Благовещение
Страницы истории
Богослужение
Воскресная школа
Воскресные беседы
Галерея
Хочу поделиться
Осторожно секта
Объявления
Новости
Контакты
Нужна помощь
Карта сайта


Календарь' 2017
СЕГОДНЯ:






СВЯТЫЕ ДНЯ

ЧТЕНИЕ ДНЯ


Незнакомое православие. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, ликбез, заблуждения, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа.
вопрос о вере
Главная > Воскресные беседы > Беседы, 2009 год > Великомученик Пантелеимон

Великомученик Пантелеимон

 В истории христианства есть святые, без которых невозможно представить духовный образ России, хотя они никогда не жили в России и не были русскими. Это, в первую очередь, святитель Николай Мирликийский, апостол Андрей Первозванный, великомученик Георгий Победоносец. Рядом с этими святыми именами необходимо поставить и никомидийского великомученика Пантелеимона, любовно
названного на Руси – Целителем.

 Святой великомученик и целитель Пантелеимон родился в Вифинии (Малая Азия), в городе Никомидия, в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном (что значит «по всему лев»), так как родители желали видеть его мужественным и бесстрашным юношей. Мать, святая Еввула (память 30 марта), была христианкой и воспитывала мальчика в христианской вере. Отрок внимал наставлениям матери и усваивал их, насколько возможно было по его отроческим летам. Но она отошла ко Господу, оставив отрока еще не пришедшим в совершенный разум и возраст. Тогда отец отдал Пантолеона в языческую школу, а затем обучал его медицинскому искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Отличаясь красноречием, хорошим поведением и необыкновенной красотой, юный Пантолеон был представлен императору Максимиану, который захотел оставить его придворным врачом.

В это время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 тысяч христиан (память 28 декабря) в Никомидийской церкви в 303 году. Путь Пантолеона, когда он шел из своего дома к учителю и обратно, лежал мимо жилища, в котором укрывался Ермолай. Из окна уединенного домика святой Ермолай неоднократно видел благообразного юношу и прозорливо провидел в нем избранный сосуд благодати Божией. Однажды пресвитер вышел навстречу юноше и упросил его ненадолго зайти к нему. Кроткий и послушный юноша вошел в дом старца. Святой Ермолай начал с ним беседу, во время которой изложил  основные истины христианской веры. С этих пор Пантолеон стал ежедневно заходить к священномученику Ермолаю и с наслаждением слушал то, что открывал ему Божий служитель о Иисусе Христе.

Однажды, возвращаясь от учителя, юноша увидел лежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного змеей, которая извивалась тут же рядом.  Пантолеон сначала испугался и немного отступил, а потом подумал:

« Теперь пришло время испытать мне и убедиться, истинно ли все, что говорил старец Ермолай».

Юноша стал просить Господа о воскрешении  ребенка и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет христианином и примет святое Крещение. И по действию Божественной благодати ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах удивленного Пантолеона.

Молодой человек быстро пошел к святому Ермолаю, припал к его честным стопам, прося крещения. После этого чуда святой Ермолай крестил юношу во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Семь дней провел новокрещенный у своего духоносного учителя, впитывая в свое сердце богооткровенные истины святого Евангелия. Став христианином, Пантолеон часто беседовал со своим отцом, раскрывая ему лживость язычества и постепенно подготавливая к принятию христианства. В это время Пантолеон уже был известен как хороший врач, поэтому к нему привели слепого, которого никто  другой не мог исцелить. «Свет глазам твоим возвратит Отец света. Бог истинный, — сказал ему святой, — во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри!» Тотчас открылись очи слепого и он стал видеть. И в ту минуту отец Пантолеона Евсторгий вместе с прозревшим человеком, уверовали во Христа и были крещены святым пресвитером Ермолаем. Евсторгий сокрушил в своем доме всех идолов, в чем помогал ему  сын. Раздробив идолов на части, они бросили их в один глубокий ров и засыпали землей. Прожив после этого недолгое время, Евсторгий преставился ко Господу. Пантолеон, сделавшись наследником богатого отцовского имения, тотчас даровал свободу рабам и рабыням, щедро наградив их; имущество же стал раздавать нуждающимся: убогим, нищим, вдовам и сиротам. Он обходил темницы и, посещая всех тех, которые страдали в оковах, утешал  врачеванием и подаянием того, в чем они нуждались. Таким образом, он был врачом не только ран, но и бедноты человеческой; ибо все принимали от него неоскудную милостыню; нищие обогащались от его щедрот, а в лечении помогала ему благодать Божия. Ибо ему дан был свыше дар исцеления, и он безвозмездно исцелял всякие болезни не столько аптекарскими средствами, сколько призыванием имени Иисуса Христа. Тогда- то Пантолеон явился действительносто Пантелеимоном, то есть всемилостивым, и по имени, и на деле оказывая всем милость и не отпуская от себя никого без подаяния или неутешенным. Обращался к нему весь город, оставив всех прочих врачей, ибо ни от кого не получалось столь скорых и совершенных исцелений, как от Пантелеимона, успешно лечившего и ни от кого не принимавшего платы. И стало известно имя всемилостивого и безмездного врача во всём народе, а прочие врачи осуждались и осмеивались. Вследствие этого возникла со стороны врачей по отношению к святому немалая зависть и вражда. Они наблюдали за святым, отыскивая против него какое-нибудь обвинение, чтобы его погубить. И заметив, что он ходит в темницы и здесь исцеляет язвы  страдающих за Христа, врачи донесли об этом императору Максимиану.

Завистники умоляли царя, чтобы он приказал призвать исцеленного Пантолеоном слепца в удостоверение и точное свидетельство справедливости их слов. И царь тотчас приказал отыскать того прозревшего слепца и, когда тот был приведен, спросил его:

— Скажи, человек, как Пантолеон исцелил твои глаза?

Тот отвечал:

— Призвал имя Христово, коснулся глаз моих, и я тотчас прозрел.

— А ты как думаешь, — обратился к нему царь, — Христос тебя исцелил или боги?

— Царь! — отвечал он, — врачи эти, которых ты видишь вокруг себя, прилагали много забот и времени к моему излечению; они взяли всё мое имущество и не только не принесли мне никакой пользы, но лишили  и того малого зрения, которое я имел, и в конец ослепили меня. Пантолеон же одним призыванием имени Христова сделал меня зрячим. Теперь ты уж сам, о, царь! рассуди и реши, кто лучший и настоящий врач.

Царь приказал тотчас лишить его жизни мечом, и была усечена глава доброго исповедника имени Иисуса Христа. Тело его  Пантолеон купил у убийц и похоронил близ тела отца своего.

После того царь велел призвать Пантолеона. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но избранный страстотерпец Христов и благодатный врач исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного: «Во имя Господа Иисуса Христа, встань и будь здоров», — произнес святой Пантолеон, и больной тотчас выздоровел. Видя такое чудо, многие из присутствующих уверовали во Христа; жрецы же, служившие идолам, скрежетали зубами на раба Христова.

Царь приказал повесить обнаженного мученика на  дереве и железными когтями строгать его тело, опаляя ребра горячими свечами. Он же, перенося эти страдания, поднял глаза к небу и сказал:

— Господи Иисусе Христе!  Дай мне терпение, дабы я до конца мог вынести мучения.

И явился ему Господь в образе пресвитера Ермолая,  и сказал:

— Не бойся, Я с тобою.

И тотчас руки мучителей ослабели и как бы омертвели, так что из них выпали орудия пытки, а свечи погасли.

Тогда мучитель повелел растопить олово в большом котле и бросить туда мученика. Когда олово кипело, мученика подвели к котлу, он  же начал молиться. Опять явился ему Господь в образе Ермолая и, взяв его за руку, вошел с ним в котел, и тотчас огонь угас и олово остыло, а мученик пел слова псалма: «Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня. Вечером  и утром  и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой».

Придворные царя посоветовали бросить Пантолеона в море. Мученика посадили в лодку, навязав на шею большой камень; отплыв далеко от берега, они бросили его в море, а сами вернулись на берег. Когда святой был брошен в море, снова явился ему Христос в образе Ермолая, и стал камень, привязанный к шее мученика, легок, как лист, так что Пантолеон держался с ним на поверхности моря, не погружаясь, и вышел на берег, воспевая и прославляя Бога, и предстал царю. Царь несказанно изумился такому чуду.

После того мучитель повелел приготовить вне города звериный цирк, чтобы отдать мученика на съедение зверям. Весь город собрался на это зрелище, желая видеть, как прекрасного и безвинно страдающего юношу будут терзать звери. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Видя это, зрители поднялись с мест и стали кричать: «Велик Бог христианский! Да будет отпущен неповинный и праведный юноша!» Разъяренный Максимиан приказал воинам убить мечами всех, кто славил Господа Иисуса, и даже убить зверей, не тронувших святого мученика. Видя это, святой Пантолеон воскликнул: «Слава Тебе, Христе Боже, что не только люди, но и звери умирают за Тебя!» Убитых людей забрали родственники и похоронили, а зверей  оставили на съедение псам и плотоядным птицам. Но и тут совершилось  чудо: звери эти много дней лежали, и не трогали их ни псы, ни птицы, мало того - трупы их не издавали запаха. Узнав это, царь приказал бросить их в глубокий ров и засыпать землей.

Для мученика же приказал устроить страшное колесо, усеянное острыми спицами. Когда же к нему привязали святого и начали вращать, тотчас колесо действием невидимой силы разлетелось на части и многих стоявших поблизости ранило насмерть, а мученик сошел с колеса цел и невредим. И напал на всех страх,  ввиду таких чудес, какими Бог прославлялся в лице своего святого. А царь сильно изумился и спрашивал мученика:

– Кто научил тебя совершать столь великие волшебные действия?

– Не волшебству, но истинному христианскому благочестию я научен, – сказал мученик, – святым мужем пресвитером Ермолаем.

Царь приказал привести Ермолая к нему, а затем Ермиппа и Ермократа. Все трое твердо исповедали свою веру во Спасителя и были обезглавлены.

Царь приказал жестоко бить Пантолеона , а затем осудил его на смерть путем  отсечения головы мечом.
Воины привели святого на место казни и привязали к маслине. Когда великомученик начал молиться Господу,  один из воинов поторопился и, размахнувшись мечом, ударил святого по горлу. При ударе железный меч сделался мягким, как воск, и обогнул шею святого мученика, не оставив никаких следов. Пораженные чудом, воины воскликнули: «Велик Бог христианский!» В это время Господь еще раз открылся святому, назвав его Пантелеимоном (что значит «многомилостивый») вместо прежнего имени Пантолеон - за его великое милосердие и сострадание. Воины упали на колени перед мучеником и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора после окончания  молитвы.

Тогда воины со слезами простились с великомучеником, целуя его руку. Мученику отсекли голову, а из раны вместо крови потекла белая жидкость – как молоко. Маслина же та с той минуты покрылась плодами с корня до вершины. Видя это, многие из народа, присутствующего при казни, уверовали во Христа. И те, которые брали и ели эти плоды, получившие дивные целебные свойства, исцелялись от любых болезней. Вскоре нечестивый царь Максимиан узнал о таких удивительных событиях на месте казни святого и приказал срубить маслину и сжечь ее вместе с телом великомученика. Но даже огонь не тронул святого тела, которое нашли под пеплом догоревшего костра неповрежденным. И тогда Никомидийский страстотерпец был погребен христианами на близлежащей земле схоласта Адамантия.

Через некоторое время на старом корне выросла новая маслина, как бы символизируя смерть и воскресение для новой жизни. Маслины – долгожительницы, они растут 2-2,5 тысячи лет, достигая в диаметре 3-4 метров. Это огромное дерево внутри может быть уже совершенно сгнившим, но по периметру из сохранившейся около коры древесины у него появляется молодая поросль, которая питается от того же корня. Проходят столетия, и в результате получается невероятное, замысловатое сплетение корней и сросшихся по кругу стволов. Такое дерево напоминает лунный кратер с проросшими из краев ветвями…

 От «воскресшей» маслины святого великомученика Пантелеимона русский монах лет сто тому назад взял косточку, принес на Святую гору Афон и посадил в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Косточка пустила побег, и со временем на выросшей из нее маслине был повешен жестяной ящик со стеклянными боковыми стенками и неугасимой лампадой внутри.

В 1968 году в русском монастыре на Афоне возник страшный пожар, от которого сгорела почти половина всех строений и был причинен существенный ущерб монастырской библиотеке с уникальными рукописями. Вместе с другими горел и больничный корпус, неподалеку от которого была высажена никомидийская маслина. Во время пожара, когда все здание было объято пламенем, вырывавшимся из окон, у которых росла маслина, уже загорелись поленницы дров, окружающие ее с двух сторон, но ни один листочек на самой маслине не сгорел. Дрова вокруг превратились в пепел, выгорел большой каменный корпус, а маслина выстояла. Это было не единственным ее чудом. Маслина, выросшая в Свято-Пантелеимоновом монастыре из косточки того чудотворного дерева, — тоже целебная. Многие из заболевших монахов и паломников, с верой и молитвой съедавших ее дивные плоды, исцелялись от различных болезней и душевных недугов.

Еще один отросток этой маслины был  высажен на Афоне в болгарском монастыре Зограф. Недавно, когда  дерево, росшее в русской обители, стало внезапно засыхать при ремонтных работах поблизости от него, братия Зографа передала в Свято-Пантелеимонов монастырь молодой побег, словно возвращая бесценный дар. Дело в том, что с чудесной маслиной великомученика Пантелеимона связано одно из афонских предсказаний: что маслина великомученика Пантелеимона своим иссыханием словно укажет на угасание русской обители и оскудение иноческого подвизания на всей Святой горе Афон.

После векового упадка и забвения русский монастырь на Афоне возродился также благодаря чуду великомученика Пантелеимона. В середине XVIII века из-за Русско-турецкой войны 1734–1739 гг. Свято-Пантелеимонов монастырь пришел в упадок, «егда стало невольно Российским монахам выходити из своего отечества в чужия страны». В начале XIX века князь Скарлат Каллимах, служивший чиновником Турецкой империи, внезапно заболел смертельной болезнью, и считаные часы оставались до его кончины. Тогда он стал обращаться ко всем врачам и  знахарям, которые ничем не могли помочь, пока к нему не пришел афонский старец Савва с настойчивым призывом, чтобы тот обратился к великомученику Пантелеимону, дав строгий обет, что он восстановит монастырь, посвященный святому на Афоне. И произошло чудо: после долгих молитв вода с чудотворной главы великомученика Пантелеимона была предложена больному, он ее выпил и — чудесным образом получил исцеление. Князь Скарлат Каллимах стал ктитором Свято-Пантелеимонова монастыря и много способствовал его обновлению, устроив церковь на новом месте на берегу моря, где была некогда монастырская пристань. Так в начале ХХ века произошло возрождение русского монастыря, приобретшего вскоре всемирную известность и великую славу. Получается, что святой заботился не только о всех болящих, но и о месте своего земного почитания.

Честные мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру. Особенно много их на Святой горе Афон.

 В русском монастыре на Святой горе Афон принял постриг величайший сербский святой — первосвятитель Савва Сербский (в миру царевич Растко, сын царя Стефана Неманича I). В память об этом один из его преемников сербский царь Стефан Душан в 1347 году даровал русской обители в знак благоволения главу святого великомученика Пантелеимона, которая являлась родовой святыней сербского царствовавшего дома, о чем сообщалось в присланной грамоте: «Царство мое посвящает обители Россов святую главу святого славного страстотерпца, бессребренника и целителя Пантелеимона, которая имеет на себе плоть и которая засвидетельствована не только от отца моего и царя, но и от прежде его бывших царей, также от патриархов». С этого времени честная глава великомученика неизменно пребывает в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Для этой святыни в монастыре в 1812 году был заложен и в 1819 году освящен вселенским патриархом Григорием V величественный кафоликон в византийском стиле, в алтаре которого находится ковчег с честною главой. За всю многовековую историю честная глава целителя Пантелеимона только  трижды покидала пределы Афона. Первый раз — в начале XIX века ее перемещали в пределы Молдовлахии для молитвенной помощи в борьбе против турок. Второй раз — в 1996 году (в разгар перестройки) мощи были принесены в Москву. И третий раз — в 2000 юбилейном году — святой Пантелеимон посетил три столицы Российского государства: Киев, Санкт-Петербург и Москву, что сочли знамением единства Русской земли, знаком того, что целитель Пантелеимон молится за всю Россию, не разделяя ее границами СНГ.

Согласно историческим документам, уже в XII веке имя великомученика стало очень популярным и его часто давали младенцам при крещении. Известно, что великий князь Киевский Изяслав был наречен в крещении Пантелеимон. С ним связано первое чудо великомученика Пантелеимона на Руси, записанное в летописях. Князь выковал на своем шлеме изображение святого великомученика и был спасен его заступничеством от верной смерти в битве в 1151 году. С тех пор почитание святого Пантелеимона как целителя на Руси соединилось с его почитанием как небесного покровителя воинов.

 Особым центром почитания Пантелеимона стал Санкт-Петербург, когда под командованием Петра I русские войска одержали две важнейшие морские победы - над шведами на Балтике при Гангуте в 1714 году и при Гренгаме в 1720 году в день памяти великомученика — 27 июля (9 августа н.ст.). Память о первой победе русского флота при Гангуте до сих пор сохраняется на синем воротнике матроски в виде одной из трех белых полосок. В благодарность за небесную помощь великомученика русскому флоту при Гангуте и Гренгаме в Петербурге повелением Петра был воздвигнут Пантелеимоновский собор, ставший самым большим храмом в честь этого святого в России.

Во второй половине XIX века день святого Пантелеимона праздновался как Царский день, поскольку совпадал с днем рождения императрицы Марии Александровны, и есть даже несколько проповедей святого праведного Иоанна Кронштадтского на этот день.

Имя святого великомученика Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и молитве о немощном. Память его особенно торжественно совершается в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне.

День памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона в Русской обители на Афоне является храмовым праздником. За 8 дней до праздника начинается предпразднство. В эти дни после вечерни поются молебные каноны на 8 гласов, примечательно, что для каждого дня имеется особый канон. В день праздника совершается торжественное всенощное бдение и тысячи гостей и паломников участвуют в богослужении. По рукописной афонской службе напечатаны припевы на 9-й песне канона великомученику. По древней традиции паломники Русской Православной Церкви ежегодно совершают поездки на Афон к дню памяти святого великомученика Пантелеимона.