Главная
Благовещение
Страницы истории
Богослужение
Воскресная школа
Воскресные беседы
Галерея
Хочу поделиться
Осторожно секта
Объявления
Новости
Контакты
Нужна помощь
Карта сайта


Календарь' 2017
СЕГОДНЯ:






СВЯТЫЕ ДНЯ

ЧТЕНИЕ ДНЯ


Незнакомое православие. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, ликбез, заблуждения, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа.
вопрос о вере
Главная > Воскресные беседы > Беседы, 2008 год > Отец Павел (Флоренский)

Отец Павел (Флоренский)

О. Павел (Флоренский): жизнь и судьба

 1. Детство: Интересы и озарения

Павел Александрович Флоренский родился в 1882 г. в местечке Евлах Елисаветпольской губернии, его предки по отцу принадлежали к духовенству; мать была армянкой, знатного рода; детство провел на Кавказе, в Тифлисе и Батуме. Еще учась в гимназии, много времени посвящал естествознанию; к религии в семье относились индифферентно. В конце гимназического курса, который Флоренский закончил с золотой медалью, переживает религиозный кризис. Этому способствовали два важных события его внутренней жизни. Один раз он во сне почувствовал себя как бы погребенным на рудниках, он осознал окончательную невозможность выбраться оттуда. В это время как бы луч прорезал эту гибельную тьму, и этот луч принес имя – Бог. Тогда Павел был так потрясен, что вслух вскрикнул, что «нельзя жить без Бога»[1]. В другой раз он проснулся как бы от духовного толчка, выбежал ночью о двор и в воздухе услышал голос: «Павел! Павел!» и больше ничего. Впоследствии он приписывал этот голос вестнику из ангельского мира. Эти события вызвали переворот в его внутреннем мире. Следующий период можно назвать периодом взросления.

2. Юность: учеба в университете и контакты

П. Флоренский читает Толстого, даже пишет ему письмо, имеет намерение «идти в народ». Под влиянием родителей поступает на физико-математический факультет Московского университета. Среди его преподавателей – светила науки,   профессора Бугаев, Трубецкой, Лопатин. Предполагает написать большую философско-математическую работу под названием «Прерывность как элемент мировоззрения». Принимает участие в философском семинаре, изучает историю искусства. О широте его ума свидетельствует знание языков: не только древних и европейских, но и кавказских и азиатских. Через сына проф. Бугаева – Андрея Белого – знакомится с поэтами и художниками «серебряного века». С ним их сближало символистское мировоззрение. Публикует сборник стихов («В вечной лазури», 1907). Но, несмотря на то, что  «серебряный век» оставил свой след в личности о. Павла, он расходится с его деятелями, как пишет игумен Андроник, в силу неопределенности их духовных основ. Несмотря на то, что ему предлагают остаться в университете, по совету еп. Антония (Флоренсова) в 1904 г. поступает в Московскую духовную академию. С этого момента почти 30 лет его жизни будут связаны с Троице-Сергиевой Лаврой. «Все другие места делаются отныне чужбиною, а это – истинною родиной, которая зовет к себе своих сынов…», – пишет о. Павел. Он называет лавру «конспектом бытия нашей родины», пишет, что «здесь ощутительней, чем где-либо, бьется пульс русской истории, здесь собрано наиболее нервных, чувствующих и двигательных окончаний, здесь Россия ощущается как целое»[2].
3. Зрелость: учеба и преподавание в академии

В том же 1904 г. П.А. Флоренский поступает под духовное руководство иеромонаха Исидора из Гефсиманского  скита лавры, встречается с другими старцами, в т.ч. с о. Анатолием (Потаповым) из  Оптиной пустыни. Все это способствует его воцерковлению. В 1911 г. он, будучи уже женатым, принимает священнический сан. Путям воцерковления было посвящено и наиболее известное сочинение о. Павла – «Столп и утверждение истины», своего рода апология христианской веры.

В академии, по ее окончании, о. Павел преподает философию, его лекции собирают множество народа. В этот период он является также редактором журнала «Богословский вестник». Жизнь ого исполнена трудов и лишений, он проводит целые ночи за работой. В своей научной и преподавательской деятельности он решает задачу адаптации церковной жизни к современным духовным условиям, поэтому так широк круг светских познаний, к которым он обращается. Как священник, о. Павел служит в храме св. равноапостольной Марии Магдалины Сергиево-Посадского приюта сестер милосердия, куда его пригласила великая княгиня Елизавета. Прот. Сергий (Булгаков), хорошо знавший о. Павла, пишет, что, несмотря на все научные таланты, именно священство было духовным центром его личности. По свидетельству того же о. Сергия, в его личности встретились Афины и Иерусалим, культура и церковность. По охвату интересов о. Сергий сравнивает его с Леонардо да Винчи. В.В. Розанов называет его «Паскалем нашего времени» и даже ставит его на один уровень с греческим философом Платоном. Личность о. Павла оказывает влияние на духовную обстановку предвоенного времени.

4. Послереволюционный период

Революция не явилась неожиданностью для о. Павла, начавшиеся гонения на Церковь он воспринимает спокойно, как необходимый очистительный период, который послужит только к ее укреплению. В силу этого восприятия судеб Божиих он спокойно относится и к большевикам, не помышляя об эмиграции. Более того, как ученый он сотрудничает с ними в деле укрепления народного хозяйства, выведения страны из состояния разрухи. В первые послереволюционные годы Флоренский еще читает богословские лекции. Во всех советских учреждениях  появляется в подряснике, не желая скрывать своего сана. Живет по-прежнему в Сергиевом Посаде, входит в Комиссию по охране памятников Троице-Сергиевой Лавры, назначается ученым секретарем и хранителем ризницы, составляет описи. Т.о., он был одним из тех людей, благодаря которым удалось сохранить лаврские сокровища, в т.ч. мощи преподобного Сергия, от разорения и поругания. Он читает лекции по физике и математике, а в 1921 г. избирается профессором ВХУТЕМАС – Высших художественно-технических мастерских. В это время Флоренский пишет работы по теории искусства: «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях», «Обратная перспектива», «Иконостас». В работе «Философия культа» он обосновывает роль религиозного культа как ядра и корня культуры, отвергает самоценность культуры. Задача культуры, с точки зрения о. Павла, – борьба с хаосом, энтропией, и выполнитьэту задачу она может,  только ориентируясь на высшие ценности религии. «Культура есть сознательная борьба с мировым уравниваем: культура состоит в изоляции, как задержке уравнительного процесса вселенной, и в повышении разности потенциалов во всех областях, как условии жизни, в противоположность равенству – смерти»[1].

 О. Павел различает два типа культуры – ренессанскую и средневековую, сменяющиеся в ходе истории. Для первой характерны органичность, объективность, конкретность, самособранность, для второй – раздробленность, субъективность, отвлеченность, поверхностность. Флоренский считает, что фаза ренессанской культуры в Европе завершилась к началу XX в., и в настоящее время можно наблюдать ростки культуры иного типа, возврат к Средневековью. Свое мировоззрение он считает соответствующим по складу русскому Средневековью XIV-XV вв., но желает учесть достижения современной культуры, чтобы сделать возврат к Средневековью более глубоким.

В середине 20-х гг. о. Павел переходит на работу в систему Главэлектро ВСНХ. Он делает ряд открытий в различных областях науки и техники, издает работы «Диэлектрики и их техническое применение», «Карболит. Его производство и свойства», «Курс электротехнического материаловедения». После ареста и кратковременной ссылки в 1928 г. о. Павел был назначен помощником директора Всесоюзного энергетического института, занимал ряд других крупных должностей в науке, встречался с представителями власти. В это время критика в его адрес не ослабевает, в особенности подверглась нападкам его работа «Мнимости в геометрии» (1922), где исходя из теории относительности о. Павел доказывает, что человек и Земля находятся в средоточии Вселенной.

В 1933 г. о. Павел вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и осужден на 10 лет лагерей. Когда жена спросила, за что его арестовали, посланный сказал: «За то, что он доказал, что Бог есть». «Я, Флоренский Павел Александрович, профессор, специалист по электротехническому материаловедению, по складу своих политических воззрений романтик Средневековья примерно XIV века...» (слова, сказанные на допросе в ОГПУ). Срок о. Павел начал отбывать в Восточной Сибири. В лагерях его устраивают на работы, связанные с наукой; так, работая на метеостанции, он занимается исследованиями вечной мерзлоты. Ему предлагают эмигрировать в Чехословакию, но он отказывается. Вообще, к условиям заключения он относится на удивление спокойно, воспринимая их как должное, даже как наиболее оптимальные для его настоящей жизнедеятельности. И все-таки тяжелые условия, в которые он попадает на Соловках, сказываются и на его терпении: он пишет, что до перевода на Соловки  не ожидал, что все будет так тяжело и безнадежно. Тем не менее, в письмах к семье он живо интересуется жизнью родных, сожалеет, что не может быть с ними, и даже старается по мере сил, находясь в лагере, руководить воспитанием и обучением детей. Так, он просит детей найти на карте названия тех мест, которые он проезжал, и узнать что-нибудь об их географии. Он справляется, не померзли ли зимой растения в их саду, рекомендует приносить из лесу и сажать новые. Советует разговаривать дома на иностранных языках, чтобы лучше их усвоить. В подарок дочери он просит показать ей свои книги и предлагает выбрать, какая понравится. Воспитательные интересы охватывают всю совокупность знаний: от литературы и истории искусства до ботаники и минералогии, тем более что в доме Флоренских имелась как обширная библиотека, так и коллекция минералов и миниатюрный ботанический сад. Таким образом, в воспитании детей он старается передать им частичку себя, главное свойство своей личности: всеохватность, всезаинтересованность. Только таким образом, по мысли о. Павла, можно воспитать целостного человека.

Большим ударом для него было изъятие в 1934 г. библиотеки, состав которой соответствовал направлениям его научных занятий, а также рукописей и черновиков: таким образом, был ликвидирован научный труд всей его жизни. В одном из писем

1937 г. о. Павел пишет: «Свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонением. Чем бескорыстнее дар, тем жестче гонения и  тем суровее  страдания». 8 декабря 1937 г. о. Павла расстреляли  на Соловках.

Amor fati [4]

День и ночь проходят ровной
чередой, а ты не видишь,
как безмолвно я страдаю
и не жалуюсь ничуть.

Было время: я подняться
думал вверх струёй фонтанной.
Но, поднявшись до вершины,
низвергался с высоты.

Я сказать тебе не смею
(да и чем ты мне поможешь?)
и, томяся неисцельно,
я стараюсь хоть заснуть.

И душа полна тоскою
(не понять тебе усопших!),
смерть повила взор печальный –
чёрным крепом мнe глаза.

Близка гибель, – Бог далече,
и Ему душой молиться
я не смею, я не в силах,
и молчу, потупя взор.

Ты же, кроткий, агнец Божий,
помолись хоть ты, коль можешь,
помолись в смиреньи чистом
за томящихся душой.



[1] Игумен Андроник (Трубачев). Жизнь и судьба // Св. Павел Флоренский. Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1994. С. 7.
[2] Там же. С. 9.
[3] Флоренский П.А. [Автореферат] // Св. Павел Флоренский. Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1994. C. 39.
[4] Любовь к року (лат.). – Предсмертное стихотворение Флоренского.