Главная
Благовещение
Страницы истории
Богослужение
Воскресная школа
Воскресные беседы
Галерея
Хочу поделиться
Осторожно секта
Объявления
Новости
Контакты
Нужна помощь
Карта сайта


Календарь' 2017
СЕГОДНЯ:






СВЯТЫЕ ДНЯ

ЧТЕНИЕ ДНЯ


восстанови храм
Незнакомое православие. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, ликбез, заблуждения, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа.
вопрос о вере
Главная > Воскресные беседы > Беседы, 2008 год > Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)

Митрополит Серафим (Чичагов)Митрополит Серафим – в миру Леонид Михайлович Чичагов – потомок древнего дворянского рода, родился 9 января 1856 г. в Санкт-Петербурге.

В семье  было пятеро детей: четверо сыновей и дочь, которая умерла в младенческом возрасте. Отец Леонида Михайловича служил в звании генерал-майора в г. Калуге. Отец умер, когда Леониду было 10 лет. По окончании гимназии Леонид поступил в Пажеский корпус с зачислением в пажи к Высочайшему двору. Окончив специальный класс пажеского корпуса, он был направлен для прохождения службы в Гвардейскую конно-артиллерийскую бригаду. В составе этой бригады он участвует в русско-турецкой войне на Балканах. За храбрость и  самоотверженность удостоен ряда орденов и Георгиевского креста. Позже он описал события, связанные с освобождением Болгарии, в ряде книг.

Гвардейский офицер-артиллерист Леонид Чичагов (фото 70-х годов XIX века.)

 

После войны Л.М.Чичагов возвращается в Санкт-Петербург, где в 1879 г. вступает в брак с Натальей Николаевной Дохтуровой. В семье родились четыре дочери - Вера, Наталья, Леонида и Екатерина.

Л.М.Чичагов с женой
Н.Н.Чичаговой
(урожд. Дохтуровой)

 

В Петербурге Леонид Михайлович встречается с протоиереем Иоанном Кронштадтским, который стал его духовником. В  возрасте 35 лет Леонид Михайлович неожиданно для родных и близких оставляет военную карьеру и решает стать священником. Леонид Михайлович с семьей переезжает в Москву и целых три года готовится к принятию священства. Его рукополагают в сан диакона, а затем священника с определением в собор Двунадесяти Апостолов в Московском Кремле. Ему пришлось взять на себя обязанности ктитора и благотворителя храма апостола Филиппа, в котором ему предстояло служить священником. Отец Леонид осуществил в храме капитальный ремонт и его благоустройство за счет личных, к тому времени ограниченных, средств, отрывая их от своей семьи.

Священник Л.М. Чичагов

Священник Л.М.Чичагов. 1894 г.

Служение приходского пастыря о.Леонид начал в ноябре 1893 г. В 1895 г. в возрасте 36 лет умирает его жена, оставив четырех малолетних детей. О. Леонид перевез тело умершей супруги в Дивеево и похоронил на монастырском кладбище. Воспитание дочерей о. Леонид поручил двум дамам, которые были одновременно гувернантками и экономками. При всей своей занятости о. Леонид всегда следил за духовным развитием своих дочерей, заботился об их благополучии и безопасности.

В 1895 г. о. Леониду поручается окормление военнослужащих-артиллеристов Московского военного округа. На о. Леонида были возложены материальные затраты на восстановление храма св. Николая на Старом  Ваганькове, где ему предстояло служить. После смерти жены о. Леонид принял монашество в Троице-Сергиевой Лавре. 14 августа 1898 г. он был пострижен в мантию с именем Серафим.

В этот период о. Серафим предпринял немалые усилия для благоустройства Зосимовой пустыни и написал «Очерки Зосимовой пустыни во имя Смоленской Божией Матери» и «Жизнь преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца». В августе 1899 г. иеромонах Серафим возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря. Древняя обитель была в упадке. Архимандрит Серафим сумел преобразовать как хозяйственную, так и духовную жизнь монастыря. Особое внимание было уделено благоустройству арестантского отделения суздальской тюрьмы-крепости. Стараниями архим. Серафима было достигнуто смягчение нравов и возвращение арестантов-сектантов в православие. Тюрьма была превращена в скит. О. Серафим писал в 1901 г., когда ему было 45 лет: «Я изнемог в скорбях и трудах в продолжении моей многострадальной и удивительной жизни, полной чудес и горей».

Архимандрит Серафим (Чичагов)Архимандрит Серафим (Чичагов)

В эти годы о. Серафим завершает работу над летописью Серафимо-Дивеевского монастыря, послужившей канонизации преподобного старца Серафима Саровского. В основу летописи положены архивные материалы Саровской пустыни и Дивеевского монастыря, воссоздававшие картину жизни и подвигов преподобного старца Серафима.

Саровскую пустынь и Дивеево Леонид Михайлович посетил вначале своего священнического пути. В Дивеево архим. Серафиму довелось встретиться и беседовать с тремя старицами, помнившими преподобного. Особенно сильное впечатление на него произвела встреча с блаженной Пелагеей (Пашей), бывшей в постоянном общении с дивеевским старцем. Она-то и передала предсказание преподобного, что наступило время открытия его мощей и прославления. Во время размышления о сказанном и была начата работа над летописью, которая была напечатана в Москве в 1896 г. В ней увековечивались все духовно значимые события в монастырях Сарова и Дивеева в период с 1705 по 1895 г.

На рубеже ХХ столетия стало все более заметно, что стояние в вере начало ослабевать в русском народе. Обращение к Саровскому чудотворцу и его прославление позволяло обрести в этом святом акте нужные духовные силы. В 1902 г. летопись переиздали. Была подготовлена рукопись второго тома, где описывался ход обсуждения в Священном Синоде вопроса о подготовке к прославлению старца Серафима. Впоследствии рукопись изъяли органы ОГПУ, и ее судьба пока неизвестна. Используя свои связи в придворных кругах, архим. Серафим сумел встретиться с императором Николаем, поднес ему книгу, склонив его к пользе открытия мощей. Торжество открытия мощей было назначено на 19 июля 1903 г. Архим. Серафиму поручили организацию церемониала проведения торжеств и перевозки богомольцев и паломников из Арзамаса в Саров через Дивеево. Этот труд был высоко оценен государем (им была подарена митра). Архим. Серафим написал Житие преподобного старца Серафима Саровского. Есть указания, что Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму Саровскому чудотворцу также принадлежит перу архим. Серафима.

Старец Серафим

Старец Серафим, молящийся на камне. Образ письма архимандрита Серафима (Чичагова)

28 апреля 1905 г. архим. Серафим  хиротонисан во епископа Сухумского. В Грузии епископ решительно вступил в борьбу за чистоту православной веры и единство Русской церкви, поскольку революция 1905 г. всколыхнула грузинский национализм.

В 1906 г. владыка был переведен в Орел. В это время он писал: «Даже и не воображал, что центральная русская епархия может быть в таком запущении и неустройстве во всех отношениях». Занимаясь переустройством церковно-приходской жизни в Орловской епархии, он разработал систему  преподавания, способствующую христианскому воспитанию молодого поколения.

В 1908 г. епископ Серафим был назначен на Кишиневскую кафедру, где положение было еще более сложным. «Огорчаюсь южанами, как у них все церковное пало, обрядность пропала, пение… все исковеркано», - писал владыка. Деятельность святителя Серафима на Кишиневской кафедре привела к подлинному преображению епархии. Церковный историк дал яркую характеристику владыки Серафима во время богослужения: «Он держал себя естественно и просто. В его молчаливых повелительных жестах чувствовалась привычка командовать; служил он негромким старческим голосом, благословлял слабым движением рук, генеральски снисходительно шутил с духовенством. Так же просто он говорил с народом: отчитает, отругает, почему плохо стоят, зачем разговаривают, почему поздно приходят к исповеди… Потом: «Ну ладно, давайте помиримся» - и начинал проповедь». Проповедь владыка считал самым главным и важным делом.

В 1912 г. владыка Серафим был возведен в сан архиепископа и переведен в г. Тверь архиепископом Тверским и  Кашинским. Основное внимание владыки было сосредоточено на возрождении приходской жизни. Часть духовенства епархии негативно восприняла требовательность владыки, и в 1917 г. он был выслан из Тверской губернии. В сентябре 1917 г.  патриарх Тихон возвел архиеп. Серафима в сан митрополита и ввел в состав Священного Синода, назначив  на Варшавскую и Привисленскую кафедру в Польше. Но выехать к месту  назначения владыке не удалось. Помешала гражданская война.

Архиепископ Серафим (Чичагов)Архиепископ Серафим (Чичагов). 1912 год

Встреча митр. Серафима с польскими дипломатами относительно возможности его проезда к месту службы в Варшаву весной 1921 г. была использована органами ВЧК для осуждения владыки  к высылке в Архангельский концлагерь сроком на два года. На помощь пришла дочь Наталья, обратившись к М.И. Калинину с просьбой об освобождении отца по старости и болезни. В 1923 г. ссылка в Архангельск была заменена ссылкой в Марийскую область сроком на один год. В этот тяжелый момент владыка поддерживал духовных чад. В одном из писем он писал: «Учись внутренней молитве, чтобы она была незамечаема по твоей внешности и никого не смущала».

Вернувшись из ссылки, владыка поселился в Москве и поддерживал общение с братией Свято-Данилова монастыря. С ним жила дочь Наталья - монахиня рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря, которая и оказывала ему медицинскую помощь.

В 1924 г. влад. Серафима снова арестовали по обвинению в организации прославления преп. Серафима Саровского. Затем дело прекратили и митр. Серафима освободили. Он переехал на жительство в Сергиевский женский монастырь под г. Шуя.

В 1928 г. влад. Серафима назначили на Ленинградскую кафедру. Много сил было потрачено им на борьбу с раскольниками-обновленцами. Его труды принесли добрые плоды. В 1933 г., последний год пребывания владыки Серафима на Ленинградской кафедре, в епархии оставались лишь два официально зарегистрированных «иосифлянских» приходских храма. Митрополит предчувствовал, что ему самому не суждено будет принять архиерейское погребение по церковному чину. Он отдал свое архиерейское облачение скончавшемуся в тюрьме архиепископу Верейскому Илариону.

В конце 1933 г. владыка Серафим ушел на покой, переехал в Москву и в начале 1934 г. поселился на станции Удельная Казанской железной дороги. Жил тихо, молился, много читал, сочинял духовную музыку, играл на фисгармонии.

Владыка Серафим отличался необыкновенно разносторонней одаренностью. Он был прекрасным музыкантом (композитором и исполнителем). Его музыкальные произведения, написанные в 1905-1912 г. составляли 2 альбома. Помимо этого влад. Серафим был талантливым художником, работавшим в области станковой живописи. В Москве в храме Николая Чудотворца на Старом Ваганькове и в храме во имя Илии Пророка в Обыденном переулке, а также в Троицком соборе Александро-Невской Лавры сохранились иконы и настенные росписи его работы.

 «Спаситель в белом хитоне». Образ письма владыки Серафима (Чичагова)

Желание помогать страждущим привело Леонида Михайловича к занятию медициной. Он глубоко изучил народную медицину и сам помогал больным. Число своих пациентов он определял цифрой 20 тысяч. Им был составлен лечебник с теоретическим обоснованием и практическими рекомендациями лечения болезней на основе лекарственных растений, который не потерял своего значения и в наши дни. Им была опубликована брошюра «Что служит основанием каждой науки?». В предисловии написано «Ответ должен быть у всех один и тот же, неопровержимый уже по своей простоте: основой служит религия».

Леонид Михайлович всю жизнь занимался благотворительностью. Еще находясь на военной службе, он учредил благотворительное общество помощи военным, которые по болезни были вынуждены выйти в отставку, заботился о детях-сиротах, участвовал в формировании санитарных поездов.

В 1937 г. митрополиту Серафиму шел 82-й год. Он страдал гипертонией, с трудом передвигался, из дома практически не выходил. Но ясность ума была поразительная. Рядом с владыкой в течение последних семи лет были две его келейницы, монахини Воскресенского Федоровского монастыря. Нередко владыку посещали представители церковной иерархии. Он встречался со своими друзьями, духовными детьми и родственниками. В 1936-37 гг. у владыки в Удельной жила его внучка Варвара, крестным отцом которой он был. В ноябре 1937 г. митрополита Серафима арестовали.

 В последние дни перед расстрелом (фото из архива КГБ)

Он был тяжело болен, и в тюрьму владыку Серафима везли на «скорой помощи». Все его имущество было конфисковано. 7 декабря его осудили на смерть и расстреляли 11 декабря 1937 г. в тогда еще подмосковном Бутово. К месту казни его несли на носилках. Спустя 50 лет, 10 ноября 1987 г., Леонид Михайлович Чичагов был реабилитирован. Посмертная реабилитация и  издание богословского наследия митрополита Серафима явились результатом неустанных усилий его внучки  - Черной Варвары Васильевны, в прошлом известного ученого-химика, на склоне лет принявшей монашество с именем Серафима и ставшей первой настоятельницей возродившегося после долгих  лет закрытия Новодевичьего женского монастыря.

Тропарь, глас 5-й:

Воинство Царя Небесного/паче земнаго возлюбив,/служитель пламенный/Святыя Троицы явился еси./Наставления Кронштадтского пастыря в сердце своем слагая,/данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия преумножил еси./ Учитель благочестия и покорник единства церковнаго быв,/пострадати даже до крове cподобился еси./Священномучениче Серафиме,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 6:

Саровскому чудотворцу тезоименит быв,/теплую любовь к нему имел еси,/писаньми своими подвиги и чудеса того миру возвестив,/верныя к его прославлению подвигл еси и благодарственнаго посещения самого Преподобнаго сподобился еси./С нимже ныне, вященномучениче Серафиме,/В Небесных чертозех водворяяся,//моли Христа Бога серафимския радости нам причастником быти.