Главная
Благовещение
Страницы истории
Богослужение
Воскресная школа
Воскресные беседы
Галерея
Хочу поделиться
Осторожно секта
Объявления
Новости
Контакты
Нужна помощь
Карта сайта


Календарь' 2017
СЕГОДНЯ:






СВЯТЫЕ ДНЯ

ЧТЕНИЕ ДНЯ


Незнакомое православие. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, ликбез, заблуждения, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа.
вопрос о вере
Главная > Воскресные беседы > Беседы, 2010 год > Архимандрит Таврион (Батозский)

Архимандрит Таврион (Батозский) Вся жизнь – Пасха Христова

В своих проповедях батюшка часто говорил о Кресте Господнем и крестоношении человеческом: «Взяв свой крест, пойдем, стопочка за стопочкой. - Куда? - За Христом на Голгофу! С ним умрем, с ним и воскреснем! С Ним потерпим, с Ним и прославимся. С Ним здесь немного постраждем, с Ним и вечно царствовать будем...»

Архимандрит Таврион (Батозский)
Вся жизнь – Пасха Христова

Архимандрит Таврион (Тихон Данилович Батозский) родился 10 августа 1898 года в г. Краснокутске Харьковской губернии. Он - 6-й ребенок в семье, где было 10 сыновей. Отец - служитель городской управы, вел большое сельское хозяйство, имел пасеку. Жизнь семьи была христианской. Отец Таврион светло вспоминал свое детство: «В минувшие времена все, что совершалось в Церкви Божией в течение годового круга, все отражалось на семье. И вот неделя мытаря и фарисея. Кроме того, что в церкви поют, приходим домой, семья - отец, мать, детки, и поем самым простым напевом: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Вся семья поет - красота! Это было содержанием домашней жизни». У него с детства был молитвенный настрой, с восьми лет он прислуживал в церкви. Мальчик имел богатые дарования - острый ум, память, способности к рисованию.

Почитание родителей ставилось во главу всего воспитания в семье. Отец Таврион вспоминал, что после какой-нибудь проказы отец собирал детей и говорил: «Что же вы мать так оскорбили? Или не знаете, что молитва матери со дна моря вызволяет, а проклятие материнское до основания разоряет? Бойтесь обидеть мать!»

По окончании земской школы в 1909 г. Тихон решает уйти из мира в монастырь (это была его мечта с детства) и направляется в Белгород к святителю Иоасафу Белгородскому. Там у гробницы получил указание одного монаха на Глинскую пустынь и воспринял его как волю Божию.

Глинская пустынь в это время представляла собой большой монастырь со строгим уставом, традицией старчества, опытом миссионерства. До 700 братий обители и многочисленные паломники своими трудами вели образцовое хозяйство так, что кормили странников, содержали больницу, обучали крестьянских детей грамоте и ремеслу. В монастыре находилась чудотворная икона Божией Матери «Глинская», совершался полный круг богослужений с особыми напевами.

В эту славную обитель и прибыл юный Тихон. Однако долго пробыть здесь ему не удалось. Родные усиленно искали пропавшего мальчика, подали объявление о розыске в газеты. Монастырское начальство узнало о поисках Тихона, телеграфом сообщило о его местонахождении и в сопровождении монаха отправило домой. Родителям казалось, что горячий порыв их сына уйти в монастырь постепенно остынет, и Тихона посылают в город Дергачи учиться в учительской семинарии. Но и по окончании среднего образования все думы у Тихона только о монастыре. Наконец, родители смягчаются, отпускают юношу.

В Глинскую пустынь он поступил послушником 20 января 1913 г. Монашеская жизнь требует больших трудов, ограничений, самодисциплины, а главное - смирения. Впоследствии батюшка учил, что в монастыре есть только два слова: «Прости» и «благослови», и если этому научиться, то жизнь станет радостной и плодотворной. Не было у юноши-послушника тоски по оставленным близким и миру.

Батюшка писал: «В Глинской пустыни учился живописи, проходил миссионерские курсы, пел на клиросе». Большинство насельников обители по своему сословному положению были из крестьян, некоторые были неграмотны, но в монастыре обнаруживались их склонности и способности к тому или иному ремеслу, послушанию. Часто эти дарования раскрывались во всей полноте, и трудами простых монахов созидались величественные храмы, писались иконы, фрески. Большое влияние оказал на Тихона миссионер иеромонах Авель, вложивший в юношу любовь к книгам, музыке, искусству, стремление к самообразованию.

Во время Первой мировой войны послушник Тихон был призван в действующую армию  и служил в Латвии при полковой кухне.

По окончании военных действий Тихон возвращается в родную обитель. В России уже произошел октябрьский переворот, стремительно менялись социальные структуры и отношения, у власти были новые люди и идеи. Начались гонения на Церковь, закрытие монастырей, храмов, преследование духовенства.

В 1920 г. пострижен в монашество с именем Таврион, а в 1922 г. Глинскую пустынь власти закрывают, и он в числе 10 монахов переезжает в Рыльский Николаевский монастырь Курской области к настоятелю епископу Павлину (Крошечкину). В конце 1922 г. его переводят в Московский Новоспасский монастырь, где он продолжает духовное образование и оканчивает школу рисования и росписи. В 1923 г. монах Таврион рукоположен во иеромонаха. Ко дню Пасхи 1929 г. епископ Павлин возводит отца Тавриона в сан архимандрита и назначает настоятелем храма святителя Феодосия Черниговского, где он организует богослужения с всенародным пением, частую проповедь, вовлекает прихожан в приходскую жизнь. Усиливается давление со стороны властей на Церковь Христову, и владыка Павлин благословляет о. Тавриона на ежедневное служение Божественной литургии и вручает ему походный антиминс с указанием служить «идеже прилучится».

Осенью, 28 октября 1929 года, молодой архимандрит Таврион был арестован. Его обвинили в антисоветской агитации, хотя подлинной причиной ареста была его борьба с обновленцами, захватившими Феодосиевский храм в Перми. Архимандриту Тавриону удалось не только возвратить храм, но сделать его оплотом Православия. Архимандрит Таврион провел в тюрьмах, лагерях и ссылках более 20 лет. Но и в ссылках о. Таврион продолжал совершать литургию. «В какой-нибудь трущобе, яме, а литургия совершалась. Потому что чувствовал на себе призвание Божие, знал историю Церкви, жизнь святых. Старался быть подвижником, старался им подражать».

Первый срок о. Таврион отбывал на Вишере. Это был первый советский концлагерь, где применялось трудовое перевоспитание. Большую часть срока о. Таврион провел на общих работах: рытье каналов, работы на лесоповале, но иногда спасало художественное образование. Когда в лагере требовался художник, то его освобождали от общих работ. Тем не менее каторжный труд подорвал здоровье отца Тавриона.

На годы, проведенные в тюрьмах, лагерях и ссылках, отец Таврион смотрел, как на время своего исповедничества Христа, блаженное шествие за Христом на Голгофу. То, что остался в живых, считал особой милостью Божией и молитвенным долгом перед умершими. За каждой литургией возносилась горячая молитва об этих страстотерпцах и мучениках.

По окончании срока отбывания «трудповинности» архимандрит Таврион приезжает в Калугу. Возможности официального служения нет; почти все храмы закрыты. В этот период он создал сеть тайных общин и много разъезжал по России. Ему приходилось много раз менять место жительства - его предупреждали о предстоящем аресте.

Батюшка устраивается на гражданскую работу. «С 1933 по 1938 год работал в городе Калуге на строительстве Дворца культуры как художник. Живет у преданных духовных чад. 27 декабря 1940 года последовал новый арест. Следствие было завершено 14 марта 1941 года. 12 человек осуждено. Архимандрит Таврион за контрреволюционную и антисоветскую деятельность приговорен к 8 годам заключения. Срок отбывал в Туринском концлагере на северо-востоке Свердловской области. Вначале общие работы на лесоповале, затем художником в культурно-воспитательной части лагеря. И опять, несмотря ни на что, ежедневное служение литургии.

О. Таврион был досрочно освобожден в августе 1948 года и направлен в ссылку в Казахстан. 19 марта 1956 г. судимость была снята, и о. Таврион отправился в Пермь.

 В 1957 г. патриарх Алексий I назначает о. Тавриона настоятелем Глинской пустыни.  Волна красного террора смела с лица земли не только монашествующих, но и храмы, здания. К 1942 г. в Глинской пустыни сохранилось лишь 6 полуразрушенных строений, единственный сохранившийся больничный храм и бывший архиерейский корпус; храмы и колокольня были взорваны. В обители было около 60 насельников, 70 процентов братии составляли иноки старше 60 лет; нетрудоспособных в 1958 году - 26 человек. К середине 50-х гг. былая слава обители вновь распространилась по стране. Сюда приезжали, чтобы помолиться, получить от старцев духовное наставление.

Новый настоятель стремился и к возобновлению миссионерского служения обители, призывая братию направить свои усилия не только на личное спасение, но и на спасение душ соотечественников.

Находясь на этой должности, о. Таврион вступил в конфликт с собором старцев монастыря, которые первоначально поддерживали его как бывшего послушника пустыни. Одной из основных причин конфликта было нежелание настоятеля согласовывать свои решения с собором старцев - духовных наставников обители, которые были противниками каких-либо изменений. В этой ситуации священноначалие взяло сторону большинства и в январе 1958-го перевело архимандрита Тавриона в Почаевскую лавру.

В 1959 году о. Таврион -  секретарь Уфимского епархиального управления и настоятель уфимской Покровской церкви. Он много проповедовал, участвовал в реставрации храма, для которого сам писал иконы, противодействовал закрытию храмов. В 1960 г. кандидатура архимандрита Тавриона рассматривалась для возможной епископской хиротонии. Уфимский епископ Никон дал ему характеристику. Священный Синод одобрил кандидатуру архимандрита Тавриона, однако его активная деятельность вызвала недовольство властей. Снова начали закрывать храмы, изгонять деятельных священников. В «светлом будущем» не должно быть места «попам и религиозным предрассудкам». В эту струю попадает и отец Таврион. Лишенный регистрации уполномоченного, он в течение полутора лет служит псаломщиком в Переделкине, и лишь в ноябре 1962 года его устраивают в Ярославской епархии.

Сначала о. Таврион служит в селе Некрасово, а с 1964 г. - в селе Новый Некоуз. О. Таврион получает известность как духовник, к нему приезжают за советом и молитвенной поддержкой верующие из Ярославля, Москвы, Ленинграда, Перми, Уфы и других мест.

В 1969 г. 70-летний старец Таврион назначен настоятелем в Спасо-Преображенскую пустынь в Ригу, где пребывал до своей кончины в 1978 г. Он был духовником пустыни и старцем для тысяч и тысяч паломников со всей страны. Старец говорил: «В чем моя ответственность? За вас, за духовную жизнь вашу я ответчик. Я должен знать, как вы живете, должен знать те средства, как вам помочь, и времечко и меру знать. Вот о чем день и ночь думаешь и скорбишь! Дело поручено большое. Но я уж положился на Господа. Господи, я немощный, но не по своей воле я сюда пришел. Ты меня сюда поставил. Так вот держи меня, Господи, пока Твоя святая воля! А я, чем только располагаю, пусть это будет по-детски, но стремлюсь выполнить то, что я есть. Поэтому каждый день исповедь, каждый день Чаша Христова, и какая величайшая радость!»

Архимандрит Таврион писал об опыте своей жизни, переписывался с братьями и духовными чадами, вел проповеди и беседы, считая, что «благодать Промысла не должна остаться тайной».

Так, он рассказывал, как однажды был спасен. При возвращении в Глинскую пустынь после увольнения из армии весной 1920 г. попал под воду во время ледохода вблизи монастыря. «Огромная льдина, принесенная водой, защемила меня за сапоги и потащила под лед… Я не терял присутствие духа и сознания, находясь подо льдом, я сознавал, что нахожусь в пасти смерти, но робости и страха не испытывал… Я вспомнил слова Христа Господа, сказанные им своим ученикам: «Истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во Имя Мое, даст вам… просите и получите…»

Я стал молиться: «Господи Боже! Ради жизни возлюбленного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, спаси меня»… Вдруг от какого-то толчка я наклонился и почувствовал тошноту, моментально был выброшен на поверхность. Плывя, я не тонул, хватался за кустарник и с третьего раза удержался». Затем братья монастыря сумела спасти его, и он потом даже не заболел.

По воспоминаниям священников и прихожан, о. Таврион в проповедях призывал прихожан к тому, чтобы вся наша жизнь стала Евхаристией (благодарением) за этот бесценный дар Господа.

О. Таврион считал, что пребывание паломников в монастыре не должно остаться бесплодным, поэтому их приему отдавал много времени и сил. При этом он вел активную хозяйственную деятельность, ведя строительство, ремонт. Все пространство чердаков приспосабливали для устройства гостиниц. И тем не менее в летние месяцы, особенно на праздник Преображения, мест не хватало. Люди устраивались на ночь на сеновале, в храме.

Старец обладал художественным даром, и его работы можно видеть и сегодня в Пустыньке.

Скончался о. Таврион 13 августа 1978 г. после многомесячной болезни (рак желудка и пищевода), принимая болезнь, как сораспятие Христу. По смерти батюшки осиротели его многочисленные духовные чада. Перед кончиною он говорил близким, чтобы не скорбели, посещали его могилку, молились, просили о нуждах своих. Обещал не оставлять и по смерти.

Памятные дни старца: день кончины - 13 августа и день ангела - 20 ноября.

Из проповедей архимандрита Тавриона

Церковь Божия напоминает: «Люди, читайте Слово Божие». Оно очищает твой ум и усовершенствует его, дает тебе ясный взгляд на все предметы, на самого себя и на всю окружающую жизнь. Случись с тобою самые жуткие, страшные несчастья, ты будешь знать, как выйти из них победителем.

Причащение есть лекарство бессмертия.

Пусть рак нас съедает, но мы мученики, это не рак, это язвы, принятые за Христа.

Грех по природе своей, какой бы он ни был и кто бы его ни совершил, есть уже ужасная кара. Потому каждый грешник нуждается в милосердии Божием!

«Путь неправды отстави от мене, и законом Твоим помилуй мя» (Пс. 118). Давид видит пропасть и не может обойти. Таково состояние грешника! И он просит: «Я свернуть не могу, Господи, поверни дорогу!» Сколько здесь разума, сколько Правды Божией.

«Всё, что ни попросите в молитве с верою, - получите». (Мф. 21) Для того, чтобы получить в молитве просимое, надо крепко веровать.

Отец Небесный - Сердцевед и все тайны твои знает и всё, что тебя ждет. Поэтому, раз ты Его просишь, то молитва никогда не погибнет. Бог должником никогда не останется.

Бывает время, болеет человек, и в голове жуткие кошмары и т.п., а потом наваливается на человека отчаяние. Но чего тебе теряться, у тебя же есть одно Божественное Имя: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Когда ты, человек, стремишься к нравственной жизни, то будешь творцом. И на всё обратишь внимание: не только на соблазны, но и помыслы замечать будешь и всякое малое движение души. И ко всему относиться будешь очень внимательно.

Надо с детства прививать самое высокое, красивое, святое. А у нас что бывает? ЧТО с детства ребенок слышит хорошего? Требований к нему много, а слышит он одни дрязги. Воспитывать надо любовью и осознанием долга.

Какая бы ни была у тебя материнская или отеческая любовь, она должна быть покорена любви Божией. Твоя любовь не должна быть эгоизмом, и твоя власть не должна насиловать и разрушать счастье детей.

В семьях потеряна самая важная связующая нить - любовь, как между матерью и отцом, так и между родителями и детьми. А кто виноват? Раз вы отец и мать, значит, составляете церковь домашнюю. Муж и жена должны любить и отдавать жизнь друг за друга, а не говорить, что не сошлись характерами. Мучениками нужно быть в отношении друг друга.

Господь не ждет, чтобы покарать. Он ждет, как бы нас вразумить и еще чтобы волю нашу не ограничить.