Главная
Благовещение
Страницы истории
Богослужение
Воскресная школа
Воскресные беседы
Галерея
Хочу поделиться
Осторожно секта
Объявления
Новости
Контакты
Нужна помощь
Карта сайта


Календарь' 2017
СЕГОДНЯ:






СВЯТЫЕ ДНЯ

ЧТЕНИЕ ДНЯ


восстанови храм
Незнакомое православие. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, ликбез, заблуждения, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа.
вопрос о вере
Главная > Воскресные беседы > Беседы, 2010 год > Митрополит Антоний Сурожский

Митрополит Антоний Сурожский

Митрополит Антоний (Суожский)Митрополит Антоний широко известен во всем мире как пастырь-проповедник. В России слово владыки звучало по радио Би-би-си и со страниц переведенных на русский язык книг или изданных в самиздате проповедей. Это была проповедь евангельской любви и свободы, личной встречи человека с Богом.

Митрополит Антоний Сурожский

Митрополит Антоний родился 19 июня 1914 г. в Лозанне, в Швейцарии, в семье консула, и был крещен с именем Андрей. Его отец, Борис Эдуардович Блум, был потомком выходцев из Шотландии, которые попали в Россию в петровское время. ( Дед со стороны отца еще переписывался со своей двоюродной сестрой, жившей в  Шотландии.). Отец закончил математический факультет и дипломатическую школу при министерстве иностранных дел, знал восточные языки. 17-18-летним юношей путешествовал на Восток верхом через всю Россию и Турцию.

 

По материнской линии дед митрополита Антония - Скрябин был консулом в Триесте, где и женился на юной итальянке. Они приехали в Россию, и у них родились два сына и дочь. Известный русский композитор Александр Николаевич Скрябин - родной дядя митрополита Антония. Мама митрополита Антония познакомилась со своим мужем, когда училась в Смольном институте и приехала на каникулы к родителям в Персию - ее отец в то время служил переводчиком в консульстве. По воспоминаниям митрополита Антония,  его мама была энергичным, мужественным человеком, знала несколько иностранных языков. Потом, в эмиграции, это очень пригодилось. Освоив машинопись и стенографию, она работала всю жизнь.

 Из Лозанны родители вскоре вернулись в Россию, а в 1915-1916 г. уехали в Персию, где митрополит Антоний провел детство до 7 лет. В 1920 г. они с бабушкой и мамой отправились на Запад через Индию и Испанию. Попали в Париж, Австрию, Югославию и снова в Австрию, где мальчика отдали в школу, и он, по воспоминаниям самого владыки, неохотно учился читать и писать. С детства он говорил дома с отцом по-русски, с матерью - по-французски, свободно владел немецким, испанским, итальянским, голландским языками. Принцип воспитания был такой, что убеждения должны сложиться в свое время свои, но необходимо вырасти совершенно правдивым и честным человеком.

Затем родители снова попали во Францию, но жили все порознь - в различных концах города. Сына отдали в школу-интернат за окраиной Парижа. Это был опасный район, и в школе пришлось научиться терпеть побои, а потом драться и защищаться. Ему было 8-9 лет, но, зная безвыходное положение мамы, он дал себе зарок ничего не говорить об этом дома и впервые рассказал ей о переживаниях тех пор только в 45 лет. В субботу-воскресенье, когда отпускали из школы домой, ему, чтобы переночевать у мамы в номере гостиницы, приходилось проползать между конторкой хозяина гостиницы и мамиными ногами в гостиницу и обратно. В той школе он провел три года. Только в 14 лет удалось жить вместе с мамой и бабушкой. Отец жил в стороне от семьи, молился, постился, читал аскетическую литературу. Он считал, что его сословие несет ответственность за то, что произошло в России, и решил не пользоваться преимуществом, которое давало ему его сословие - образование, знание языков, и стал чернорабочим. Надорвался и умер 53 лет. Несмотря на то, что встречался с сыном нечасто, он сумел привить ему, что главное в жизни - понимание того,  ради чего ты живешь и для чего ты готов умереть, а смерть надо ждать так, как юноша ждет прихода своей невесты.

Юношу интересовали русские организации, где воспитывали мужество, дисциплину и другие качества, которые можно было отдать потом России. В 1927 г. он попал в группу «Витязи», организованную Русским Студенческим Христианским Движением (РСХД), в работе которого принимали участие видные русские ученые и богословы. В этой организации был высокий культурный уровень и религиозность.

Митрополит Антоний вспоминал, что в этот период он был очень антицерковно настроен и Бога для него не существовало. Однажды Великим постом 1930 г. мальчиков из этой организации собрали на беседу с о. Сергием (Булгаковым). Это был замечательный богослов, но у него не было опыта работы с детьми, и для беседы он выбрал самое сладкое - кротость, смирение, тихость, от чего мальчики только шарахнулись. Возмутившись, юноша поехал домой, нашел Евангелие у мамы и решил проверить, так ли это. Выбрав самое короткое - Евангелие от Марка, начал читать и почувствовал, что рядом стоит живой Христос, и он понял - все, что о Нем говорят, - правда. В этот период он искал смысл жизни, и этим смыслом оказалась жизнь ради того, чтобы поделиться чудом, что все Евангелие - правда.

Начав молиться, нашел часослов и вычитывал службу по-славянски по 8 часов в день. Прочитал жития святых по Четьям-Минеям.

После окончания средней школы он поступает на естественный факультет Сорбонны, а потом на медицинский. В этот период ему приходилось выбирать, что купить - книгу или еду, и он дошел до сильного истощения. Медицинский факультет он закончил накануне Второй мировой войны, в 1939 г.

 Духовным отцом будущего владыки стал архимандрит Афанасий (Нечаев), священник Трехсвятительского подворья, единственного в то время в Западной Европе, подчинявшегося Московской Патриархии. Перед уходом в армию он попросил своего духовника принять его монашеские обеты и получил наставления, как осуществлять свое монашество - выполнять любой приказ и служить всем, как купленный раб. Учился отрекаться от всего, чем имел право обладать. Работал врачом во французском Сопротивлении и занимался медицинской практикой до 1948 г. Было десять лет тайного монашества, когда, по выражению святителя Феофана Затворника, Бог да душа - вот и весь монах.

Хотел сделать медицинскую карьеру, но его духовник не благословил это его пожелание, и он по послушанию провалился на экзамене. Работал с молодежью, но, чтобы не стать преуспевающий публичным человеком, оставил и это. Но в мантию пострига еще не было. «Ты не готов себя отдать до конца. Ты Богу не доверился, на послушание не положился», - говорил ему духовник. После трудной внутренней борьбы выбор был сделан, 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу, он был пострижен в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского).

 

В 1948 г. митрополит Серафим (Лукьянов), экзарх Московского Патриархата, призвал Антония к священству. Он был рукоположен 27 октября в иеродиакона, а 14 ноября - в иеромонаха и направлен на пасторское служение в Англию. С 1 сентября 1950 г. иеромонах Антоний переселился в Лондон.

Однажды на православно-англиканском съезде архимандрит Лев (Жилле), француз и православный священник, предложил монаху Антонию бросить медицину, стать священником и приехать в Англию. Он же потом запретил ему читать написанные проповеди, чтобы не было скучно их слушать. В 1957 г. архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. С 1966 г. по 1974 г. владыка Антоний исполнял обязанности Экзарха в Западной Европе.

В 1962 г. владыка Антоний стал правящим епископом Великобритании и Ирландии с присвоением титула Сурожский. В тот период там было всего два православных прихода. За более чем 50-летнее служение владыки Антония в Великобритании немногочисленные приходы, объединявшие малочисленную группу эмигрантов из России, превратились в многонациональную епархию, канонически организованную, с широкой многообразной деятельностью. Очень нелегко пришлось общине, не имевшей своего храма, собрать деньги на приобретение предоставленного им собора. Теперь это собор Успения Божией Матери и всех святых в Лондоне.

Митрополит Антоний широко известен во всем мире как пастырь-проповедник. В России слово владыки звучало по радио Би-би-си и со страниц переведенных на русский язык книг или изданных в самиздате проповедей. Это была проповедь евангельской любви и свободы, личной встречи человека с Богом. За свои труды владыке Антонию было присвоено звание почетного доктора богословия Абердинского университета, Кембриджа, Московской и Киевской духовных академий. Он награжден многочисленными церковными наградами Русской и зарубежных церквей.

Свой земной путь владыка Антоний закончил в Лондоне 4 августа 2003 г., на 89-м году жизни. Незадолго до смерти владыка просил близких помолиться за него, чтобы он стал христианином. Так высоко и глубоко он оценивал это звание.