Главная
Благовещение
Страницы истории
Богослужение
Воскресная школа
Воскресные беседы
Галерея
Хочу поделиться
Осторожно секта
Объявления
Новости
Контакты
Нужна помощь
Карта сайта


Календарь' 2017
СЕГОДНЯ:






СВЯТЫЕ ДНЯ

ЧТЕНИЕ ДНЯ


восстанови храм
Незнакомое православие. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, ликбез, заблуждения, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа.
вопрос о вере
Главная > Воскресные беседы > Беседы, 2011 год > Архимандрит Нафанаил (Поспелов)

Архимандрит Нафанаил (Поспелов)

Господь даровал архимандриту Нафанаилу великие духовные дары, зная о которых, наместник Псково-Печерского монастыря сказал: «Если бы отец Нафанаил жил в древности, он был бы великим святым, и о нем знала бы вся Церковь».

Архимандрит Нафанаил (Поспелов)
(1920 – 2002)

Долголетие дается человеку за почтение родителей и за благочестивую жизнь по заповедям Божиим. А в монашеском устроении долголетие дается за святую жизнь. Так было сказано в проповеди архимандрита Иоанна, братского духовника Псково-Печерского монастыря. «Так и храмам дается долголетие за благочестивую жизнь прихожан, - говорил на склоне лет отец Нафанаил и продолжал, - теперь, на закате своей жизни, я понимаю, что Господь с раннего детства вел меня к монастырю.

Родился будущий насельник Псково-Печерского монастыря в семье священника в 1920 г. в селе Заколпье Меленковского уезда Гусь-Хрусталинского района Владимирской области, откуда через два года его родители переехали. Назвали мальчика Кронидом.

Архимандрит Нафанаил (Поспелов)
Его отец - протоиерей Николай Васильевич Поспелов, 1885 г. рождения. Он закончил Владимирскую семинарию в 1908 г.  За время службы его часто переводили. Последнее место  - храм Архангела Михаила в селе Былово Краснопахорского района Московской области. Отсюда его и арестовали (арестован в 1937 г., расстрелян на Бутовском полигоне, причислен к лику новомучеников и исповедников Российских в 2000 г.). Мама родилась в 1878 г., а скончалась в 1962-м. Звали её Анна Константиновна, урожденная Красовская.

Когда шла гражданская война, было голодно, но, как позже рассказывали выросшему сыну родители, родственники приезжали к ним за продуктами и хлебом.

Отведать нормальной, а можно сказать, хорошей жизни мальчику пришлось с четырехлетнего до восьмилетнего возраста. С восьми же лет начались испытания, которые подготавливали его к монашеству.

Как раз в это время началось образование колхозов, перестройка всей страны из аграрной в индустриальную… И поэтому, когда спрашивали, почему не вступил в брак, молодой человек отвечал, что в то время учили строить колхозы, развивать промышленность, но не учили вступать в брак и создавать семью. Единственное, что на эту тему он запомнил из всей школы, это урок литературы, на котором читали по Чехову: «Нет, женитьба - шаг серьезный. Ха-ха-ха!»… Вот и вся наука о браке. А вот о том, как вести, например, семейный бюджет - не говоря уже о более сложных вещах! - об этом никто не сказал ни единого слова.

С пятого класса школы мальчик уже был вынужден оторваться от семьи. Вместе с родителями, когда началась коллективизация, попал в разряд лишенцев, то есть был поражен в гражданских правах. Вот и получается, что с раннего детства его отделили от земного устроения, показывали всю неприглядность этой жизни и таким образом готовили к иной жизни, отрешенной от мира сего. Ведь вокруг молодой человек видел голод, нужду, скорби. На его глазах неоднократно семейное счастье, так всеми желаемое, рушилось самым жестоким образом.

«Мое невступление в брак было запланировано изначально, говорил отец Нафанаил. - Ведь если бы меня хотели сделать женатым человеком, то уж, конечно, создали бы такие условия, чтобы я один мог содержать супругу, растить детей. А перспектива открывалась совсем иная: оба с женой мы должны были работать, и денег на воспитание детей все равно бы не хватало. Да и воспитание детей ждало безбожное, такое, что их душами должен был пополниться не ангельский мир, а бездна адская…»

С шестого класса, хотя карточная система и была к этому времени ликвидирована, он довольствовался следующим: шестьсот граммов хлеба и чугунок вареной картошки на день да сто грамм сахара на шестидневку. (шестидневкой тогда пытались заменить христианскую неделю).

После седьмого класса надо было решать, где продолжить образование. Мама в этом помочь не могла, и юноша стал искать пути сам. Сначала поехал в Тушино, в техникум, который готовил техников - смотрителей авиалиний. Но требования там были столь высоки, что он решил отказаться от поступления. «Ведь начали бы скорбеть и принявшие меня, да и я сам», - говорил позже отец Нафанаил. Это шел 1937 год. Кронид вынужден был записаться на иждивение брата, чтобы поступить в средне-техническое учебное заведение, и поехал к брату в Ногинск, где поступил в Механический техникум на специальность «техник-механик по холодной обработке металлов». Вторая специальность в техникуме называлась «техник-механик для льнопенькозаводов». Каждый поступавший хотел не прогадать, выбрать специальность, способную обеспечить потребности жизни.

На первом же собрании руководства, преподавателей и только что поступивших студентов Кронид задал вопрос: «Какая работа как оплачивается?» - ему дали ответ четко по конституции: «От каждого по способностям, каждому - по его труду». Поговорил со студентами, которые сказали: «Если ты после техникума поедешь в село, на льнопенькозавод, то хлеб там развозят по 400 грамм по домам». В общем, надо было идти на холодную обработку металлов, что молодой человек и сделал. Позже он спросил у одного преподавателя, куда направляться после техникума, тот ответил: «Куда-нибудь, но только непременно в Московскую область».

В 1940 г. вышел указ правительства о расширении сети фабрично-заводских училищ. В связи с этим техникум закрывался. Первый и второй курсы перевели доучиваться во Владимир, а старших - в Москву. Однако в Москве, по сравнению с Ногинском, учение было поставлено ниже. Студенты поехали в Наркомат и стали говорить о том, что надо как-то повышать уровень обучения. Но старания были напрасны - их обучение никого не интересовало. Тема дипломной работы выпускника Поспелова была: «Ремонтно-механический цех для завода имени Барышникова г. Орехово-Зуево на программу 1941 года». Проект новоиспеченный специалист разработал и защитил с оценкой «отлично».

Батюшка вспоминал: «Я начинал свою учебу, получая стипендию 56 рублей. На последних курсах у меня, отличника, была стипендия 96 рублей. Так что, оборачиваясь назад, на свою молодость, я вижу, что и мирская жизнь в то время протекала в подвиге не меньше монастырского. Обедали мы один раз в сутки, а утром и вечером съедали кусок черного хлеба и запивали баночкой подслащенного кипятка. Так что в монастырь меня готовили условия жизни.

Когда у нас постригают в монахи, то говорят: «Алкати имаши, жаждати, досады и укоризны подъяти, поношения и заушения. И когда вся сия постраждеши - радуйся: большая награда на небесах».

А когда призывают вступить в брак, то показывают лишь светлые стороны семейной жизни, скрывая огорчения и страдания. Это неправильно. Человек молодой оказывается не готов к испытаниям, находится в неведении о них. А жизнь строится всегда аналогично - жизнь духовная, гражданская и личная, семейная. Когда человек вступает на любой новый путь - семейный, профессиональный или духовный, ему дается прочувствовать благодать конечной награды. И это привлекает и укрепляет в начале пути. Но потом с неизбежностью начинаются искушения, подвиги повседневной жизни. И человек, не готовый к такому повороту, может впасть в отчаяние. На работе он пишет заявление об уходе, в семье - подаёт заявление на развод, в монастыре - порывается уйти. Но у нас-то хоть поговорят с человеком, поддержат, утешат. Благодать Божия вновь даст Себя почувствовать. Но дается и место личным подвигам для духовного совершенствования, чтобы был повод наградить человека. Похожее состояние искушения должно быть и перед смертью. Невидимые враги будут мучить нас унынием, отчаянием, ненадеянием на Бога. А наша задача - устоять на этих последних искушениях в вере. А веру я, милостию Божией, не терял никогда в жизни».

На войну  Кронида Поспелова мобилизовали в конце 1941 г. Служил он на летных полях механиком.

Военное время хорошо закалило то поколение. Спали по 5-6 часов. И где спали? В землянках, на нарах из неструганых сосенок, по 200 человек в одной землянке. Было так тесно, что спали исключительно на боку. Через каждые два часа по команде переворачивались на другой бок. Если при очередном повороте тебе в бок попадал сучок, ты должен был терпеть два часа до следующей команды. Умывались снегом, даже в сорокаградусный мороз. Когда бывала баня, каждому выдавали только по два ковша воды на всю помывку.

Такая трудная, подвижническая жизнь была тогда у всех честных советских людей. Душа, будучи по природе христианкой, искала утешения. Кронид попал на Савеловский аэродром, его отряд расселили по квартирам в деревне в трех километрах от аэродрома. Механику Поспелову пришлось жить в семье Анны Ивановны Шараповой с её внучками. При себе он всегда носил миниатюрное Евангелие. Хозяйка как-то захотела послушать. Он почитал, она стала задавать вопросы, но молодой человек никаких пояснений, толкований сделать не мог. Постепенно усердие слушать у хозяйки и ее внучек пропало, зато они пообещали достать жильцу Библию. Батюшка вспоминал: «Я с детских лет слышал всякие нелепости про Библию. Например, тот, кто прочитает Библию от начала до конца, обязательно должен сойти с ума… Кстати, у преподобного Серафима есть мысль, что хорошо прочесть Библию от начала до конца. За один такой труд Господь не оставит без дара разумения».

Принесли Библию. Но когда читать - днем работа, а ночью темно. Хорошо, Кронид работал на летном поле, и в его распоряжении было горючее. Он сделал из гильзы сигнальной ракеты ночник и поставил лист белой бумаги как фон для отражения и усиления света. С этим светильником по ночам прочитал всю Библию. Кстати, этими же ночами он научился определять погоду по луне. В новолуние или полнолуние обязательно шел снег -  работа по очистке летного поля: готовить летную полосу для полёта. Как только отойдут снегопады, до двух недель можно было жить спокойно. Дом был на полозьях. Его подцеплял трактор, перевозил с места на место. На ночных дежурствах, уже при свете керосиновой лампы-молнии, он читал духовные книги, готовил себя к монастырю. Книги давало местное население. Была у них там одна старушечка. У неё духовных книг было немало. Когда Кронид пришел первый раз и попросил что-то прочитать, она дала какие-то листочки, дала с опаской - ведь человек был новый, незнакомый. Вернул листочки с благодарностью, принес паёк хлеба, помог выкопать огород, напилил дрова… Впоследствии старушка давала любые книги: Лествицу, например. Возвращал все в сохранности, только для себя делал выписки. Так молодой человек нашел утешение и поддержку, которой до этого никто не мог ему дать.

Когда война закончилась, демобилизованного направили в Ленинград на восстановление города. Там как раз открывали пастырско-богословские курсы. Еще будучи в части, Кронид подал заявление на эти курсы. Сдал экзамены,  его приняли, но из части его не отпустили, хотя были обязаны по закону. Молодой человек законов не знал, взял отпуск, проучился на курсах 10 дней и вынужден был вернуться в часть, чтобы продолжать службу. Но из книг он уже знал, что тем, кто собрался в монастырь, обязательно будут препятствия и искушения. Только не надо этим смущаться, потому что эти искушения уже являются началом подготовки к монашеской жизни. Придет время, и обстоятельства будут благоприятствовать. Так оно и получилось. У Кронида случилось рожистое воспаление на ноге. Дали бюллетень, больного надо содержать, он же не работал. Зато каждый вечер стал ходить в Никольский собор. Через две недели больная нога зажила, но случилось точно такое же воспаление на другой ноге. Начальство, не желая нести расходы по содержанию, предложило демобилизоваться.

По дороге в храм Кронид подбирал консервные банки, обрывки проволоки и делал лампадки, которые относил в храм. Денег за это, конечно, не брал.

После демобилизации он решил сразу ехать в монастырь, никуда не заезжая. Понимал, что если заедет к родным, то возникнут новые искушения и препятствия. К тому же, приехав в монастырь прямо из части, он являлся демобилизованным, и его сразу ставили на довольствие и выдавали паспорт.

«На гражданские власти, - говорил отец Нафанаил, - нельзя смотреть однобоко, только как на противников нашего спасения, а различные регистрации и прописки нельзя считать исключительно вражескими кознями. Еще когда я поступал на курсы, благочинный города Ленинграда отец Николай Ломакин сказал нам всем: «У кого-то из вас не хватает документов, кто-то не получит регистрации. Это не значит, что вам помешали мирские власти, - это значит, что Господь избирает сегодня не вас, а других». Поэтому во всех жизненных обстоятельствах мы должны видеть Божью волю, Божественный Промысел».

И еще: если бы монахи были совершенно отделены от государственного устройства и им не требовалось от властей никаких регистраций, то где бы происходили те контакты с неверующими людьми, которые действуют спасительно на их души? Ибо Промышлением Божиим устроено так, что никто не может до второго пришествия Христова разделить всех людей на добрых и злых, на пшеницу и плевелы. Чтобы праведные терпели и скорбели без ропота, а грешные создавали им условия для терпения и достижения Царствия Небесного.

Скорбей в жизни отца Нафанаила было немало, но никаких обид ни на кого у него не осталось. Ведь батюшка считал, что именно эти тяжелые условия жизни и привели его  в монастырь. «А будь жизнь полегче да порадостней, - говорил отец Нафанаил, - еще неизвестно, где бы я теперь обретался».

В монастырь Кронида Поспелова принимали в самом Ленинграде, так как в Пскове тогда епископской кафедры не было. Секретарь канцелярии спросил, в какой монастырь он желает поступить. Но юноша уже знал из духовных книг, что если самому выбирать монастырь, то позже могут появиться сожаления о неправильном выборе, и он ответил:

- В какой благословите, в такой и поеду.

- В нашем распоряжении Псково-Печерскй монастырь.

- Благословите, - ответил Кронид.

Приехал 1 марта 1947 г. на станцию Печоры. Местность незнакомая. Нанял извозчика за 15 рублей, который привез прямо к Святым вратам. Впечатление было очень сильное. Где еще молодой человек мог видеть столько храмов, икон? Где еще прежде мог встретить столько святынь?

Кронид пошел к отцу наместнику, отдал свои документы. Наместник определил в общежитие. Жили втроем, один - некий семинарист. И вот когда остальных увезли на несколько дней на покос, пришла весть, что этот семинарист уехал, украв вещи. Но Кронид все равно послушания не бросил, потому что верил, что должен находиться там, куда благословили. И когда послушники вернулись с сенокоса, оказалось, что вещи Кронида остались на месте.

Отец Нафанаил вспоминал свои первые именины в монастыре: «Я об именинах даже не посмел сказать. Отправили копать картошку на целый день. Я не осмелился даже попросить и пиджачок надеть. Так целый день и дрожал от холода».

Уже тогда отец Нафанаил отличался особо трепетным отношением к монастырскому имуществу, ставшим впоследствии его «визитной карточкой». Он вспоминал такой случай: «Праздник Святой Троицы 1947 года. Владыка уехал на праздник в Псков, а мне были обещаны вечером поклоны, так как полведра дефицитных белил я не выдал отцу благочинному. А тут случилось наводнение. Приехал из Пскова владыка, увидел разрушения. Стал обходить монастырь. А обед и ужин мог начаться только с его благословения. Наконец он сам говорит часов в 11 вечера: «А почему вы не ужинаете?» Только тогда мы стали ужинать. Владыка, конечно, очень переживал за монастырь и про те поклоны, которые мне были обещаны, он просто забыл».

Но однажды его все-таки поставили на поклоны. Дело было так: по бедности в монастыре был только один медный чайник, служивший и в храме для теплоты, и в трапезной для чая. Однажды не доставили чайник из храма, и чай в трапезной за обедом оказался не заварен. Троим, несшим трапезное послушание, вечером дали по пятьдесят поклонов - среди них был и отец Нафанаил. Батюшка вспоминал: «И вот, когда братия ужинала, мы перед иконой клали поклоны. И должен сказать, что после такого наказания самочувствие бывает самое хорошее. Зря переживают те, кто стремится избежать таких наказаний».

Работали монахи и послушники по восстановлению монастыря от 7 утра до 7 вечера, с перерывом на обед на один час. Утром выдавали три куска вареной свеклы и 500 грамм хлеба; хлеб давался на сутки, до следующего утра. В обед - одно первое, вечером - щи из хряпы. Хряпа - это зеленые листы капусты, которыми кормили скотину. По воскресным и праздничным дням бывало второе, а по двунадесятым праздникам - булочка на 100 грамм и стакан киселя. В таких условиях восстанавливалась обитель. И можно ли было их после этого называть тунеядцами, как это частенько делали советские газеты.

А в Великую Отечественную войну монахи рисковали жизнью, чтобы монастырь не взорвали. Потому что по всем международным нормам (законам) нельзя было при отступлении взрывать и сжигать те селения, из которых не ушли жители. И вот монахи остались в обители в то время, когда через нее проходила линия фронта. Они шли на добровольную смерть, на мученичество. А после этого еще надо было вытерпеть поношения…

В монастыре послушник Кронид Поспелов трудился на полях, затем выполнял послушания пономаря и кладовщика продовольственного и вещевого складов. Вскоре он был назначен на послушание за свечным ящиком и позднее – казначеем. В 1949 г. пострижен в монашество с именем Нафанаил и рукоположен в иеродиаконы. Прослужив в диаконском сане 40 лет, в 1979 году был рукоположен в иеромонаха. С 1980 г. – архимандрит.

Таким образом, 55 лет своих подвигов в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре архимандрит Нафанаил  проходил в основном на казначейском послушании.

Перед смертью священноначалие предложило старцу поставить электростимулятор, однако он слезно просил не делать этого, так объясняя свою просьбу: «Отцы, представьте, - душа хочет отойти к Богу, а какая-то маленькая электрическая штучка насильно запихивает ее обратно в тело! Дайте душе моей отойти в свой час!» И вот этот час настал. В ночь на 9 августа отец Нафанаил позвонил в колокольчик, предупреждая любимую обитель о своем исходе в вечность. Когда на звон пришла братия, старец уже почил.

Отпевание было совершено монашеским чином в день празднования Выдропусской иконы Божией Матери. Чудотворный Выдропусский образ Богородицы (XV в.) был спасен от сожжения Кронидом Поспеловым в годы войны. Погребен архимандрит Нафанаил в Богом зданных пещерах рядом с храмом Воскресения Христова.

Размышления архимандрита Нафанаила из книги «Богородичной обители послушник»

В пещерах 325 плит: 220 известковых и 105 керамических. «Керамос» в переводе с греческого - «глина».

На плитах не писали день рождения, но только день кончины. Они придерживались поучения премудрого Соломона, который писал, что день смерти лучше дня рождения. Первые плиты относятся к 1559 году. Правда, предки наши вели летоисчисление от сотворения мира, а это на 5508 лет больше, то есть получается 7067 год.

Что мы видим на этих плитах? Прежде всего, в центре плиты изображен семиконечный Голгофский крест на фоне г. Иерусалима. Христос благоволил пострадать вне стен Иерусалима, Он страдал за народы всего мира.

На плите надписи: монограмма Христа «Ис Хе» - «Иисус Христос Ника (победитель); МЛРБ - «Место лобное рай бысть».

Крест напоминает нам, что здесь погребен христианин, верующий во Христа распятого и воскресшего. Тем, кто не верит в Бога, ставят на могиле звезду пятиконечную, в знак того, что человек этот воспринимал мир пятью чувствами и не признавал того, что существует за пределами пяти чувств.

Крест на плите обрамлен арочкой, напоминающей церковные Царские врата, - это напоминание нам, что Христос Своими крестными страданиями отверз человеку двери рая. Еще на плите изображены церковные купола. История православного купола тоже непроста. Его форма напоминает каплю. Капля, перед тем как оторваться, принимает всегда строго определённую форму, свидетельствующую о полноте её. Так вот это как раз форма наших православных церковных куполов. Этим свидетельствуется, что и Церковь Христова имеет полноту благодати. Шпили храмов западных вероисповеданий имеют острый шпиль, то есть только стремятся к этому.

Вся символика могильных плит напоминает нам еще римские катакомбы, где в первые века совершали богослужения христиане. Во времена гонений они должны были перейти на символические изображения. Так как символы монограммы Христа в греческом языке звучат как название рыбы, Христа изображали символически рыбой.

Подземный пещерный храм Воскресения Христова напоминает нам о твердой вере наших предков в то, что как Христос воскрес из мертвых, так и здесь погребенные воскреснут по трубе Архангеловой. И недолго будет царствовать в пещерах смерть, ибо она уже побеждена распятым на кресте Христом. Вот почему над пещерами стоят Успенский и Покровский храмы, увенчанные крестами.

Пещеры являются местом подвига первых монастырских подвижников и монастырским действующим кладбищем. Вера первых христиан в загробную жизнь и их ожидание всеобщего воскресения мертвых побудили их к такому необычному захоронению, где бы тела всех братий покоились до общего воскресения мертвых.

Церковь против кремации, так как кремация - символ наказания Божьего. В Ветхом Завете есть слова: «Ваше тело не опустят в землю». Эти слова были сказаны именно как угроза наказания.

Церковь также и против мумифицирования. Этот обряд был свойственен для тех языческих времен, когда не знали загробной жизни и мумифицировали умерших, чтобы их «сохранить».

Православная Христова Церковь в таком сохранении тела нужды не имеет - она верит, что умерший воскреснет. Некоторые, как писал богослов, профессор Голубинский, имеют ревность не по разуму, думая, что мощи святого или праведника должны быть обязательно нетленными. Неправильно.

Во-первых, Церковь тело каждого христианина после его смерти называет мощами (что мы можем видеть из требника); во-вторых, надо указать, что нетление может быть даровано человеку, проводившему подвижническую жизнь, только как дополнительное отличие и благо. Церковь же причисляет к лику святых не по этому признаку, а по тем чудотворениям, которыми прославлен Божий угодник.

При входе в пещеры висит икона «Знамение», или по-гречески «Оранта» - Молящаяся. Подобные изображения были в римских катакомбах. На грудь покойного кладется иконочка в знак того, что умерший имел сердечную веру в Бога.

Здесь похоронен архимандрит Венедикт, который с 1800 года управлял обителью. Наша Псковская земля называется домом Святой Троицы, а обитель - дом Пречистой Богородицы.

В пещерах имеется подземный храм и семь улиц. Протяженность улиц - 217 метров. Температура в пещерах всегда постоянная - плюс 5ºС - и стопроцентная влажность. Это значит, что, если поставить здесь сосуд с водой, из него не сможет испариться ни одной капли.

Когда началась война с Ливонией, воинские части из Москвы шли через Псков и Изборск и в нашу обитель заходили как в последний пограничный пункт. Они исповедовались, причащались, слушали напутственный молебен, принимали участие в строительстве ограды крепости и, конечно, просили помянуть их души, когда Господь пошлет по их души ангела смертного…

В пещерах похоронены многие воины, благодетели и благоустроители монастыря. Их жены - москвитянки - считали своим долгом приехать к нам на паломничество, помолиться за души своих мужей, внести посильную лепту в обитель.

Среди захороненных в наших пещерах есть много людей из видных фамилий: Татищевы, Елагины, Симанские (из этого рода происходил покойный патриарх Алексий I), Нащокины, Гагарины, Назимовы, Неплюевы, Кропоткины, Чихачевы, Пушкины…

Одна из улиц называется Братской, потому что она завершается двумя братскими кладбищами. Направо и налево по стенам - надгробные плиты.

Почва пещер - твердый песчаник, очень красивый, богатый окислами различных металлов. Когда в городе задумались о том, что не хватает рабочих мест, отец Алипий подсказал, что надо использовать прекрасные глины, которых вокруг в изобилии. Тогда-то и построили в городе керамический комбинат, на котором смогли работать многие горожане.

Плиты в пещерах разного качества, но самые древние, как это ни покажется странным, - самые сохранившиеся. Происходит, видимо, по нашему обычному закону: первая продукция - самая качественная.

Первые насельники обители, жившие в Богом зданных пещерах, не имели даже хороших светильников. Они пользовались лучиной. Поэтому стены пещер постепенно покрывались копотью. Первые насельники жили бедно, зато обогатились духовно

Братские кладбища: новое кладбище, на нем погребена рядовая братия монастыря с 1701 года. Всего здесь около 400 гробов. Старое кладбище, на котором хоронили до 1700 года.

Храм Воскресения Христова устроен в пещерах основоположниками нашего монастыря. Этим они выражали веру, что как Христос воскрес, так воскреснет каждый человек. Храм Воскресения Христова. Стиль иконостаса - стиль греческих церквей. Здесь захоронен, по его собственному завещанию, наш приснопамятный наместник отец Алипий. А рядом с ним - его правая рука эконом архимандрит отец Ириней.

Надгробные плиты в пещерах не одинаковые. Искусство менялось век от века. Но самые лучшие - и по эстетике, и по добротности исполнения - это древние.

Наш Свято-Успенский Псково-Печерский первоклассный мужской монастырь - это древняя и почитаемая на Руси обитель. Она известна незабвенными заслугами для Церкви и Отечества.

Первые старцы пустынножители, как мы полагаем, были или из общежительных монастырей Пскова, или из Киевских пещер, теснимые татарами. Дальше на запад старцы не могли идти - в трех верстах была граница немецкого Тевтонского ордена. К тому же они нашли здесь пещеры, готовые для жизни. Первые старцы, устроив в пещерах жилище и храм, жили в неизвестности. Все старое и хорошее зарождалось в неизвестности. Но потом постепенно приходило в известность.

Так два изборских жителя, отец и сын, охотились в этих местах и утром, где теперь Успенская Церковь, услышали дивное пение и ощутили благоухание. Не зная истинной причины благоухания и пения, они приняли это за явление ангелов. По совету с другими жителями Изборска они купили это место у псковичей. И по жребию это место досталось крестьянину Ивану Дементьеву. Он срубил однажды старое дерево над пещерами. Оно упало, сшибло ряд деревьев, вырвало клок земли, и открылось устье. И была надпись «Вход в пещеры Богом зданные».

В это время среди русского монашества было стремление удаляться из многолюдных городов в пустынные места. Так осваивался север, и так было и на северо-западе России.

***

Делали мне замечания по поводу отсутствия у нас телевизора. Я ответил, что если сравнивать учение Христа и средства массовой информации, то мы видим: апостольская проповедь была без средств массовой информации и все же овладела всем миром. К тому же даже запись богослужения и показ его по телевизору есть некая подмена. Ведь Благодать Божия во всей полноте действует именно во время богослужения в храме.

***

Посетители из министерства, переживавшие за состав братии и возмущавшиеся их образованностью, спрашивали отца Алипия о составе братии. Он ответил:

- Есть у нас врачи, инженеры, юристы… Вот только министра нам не хватает для полного комплекта. Уж вы бы какого-нибудь наркомишку-пенсионера нам сюда прислали…

***

Однажды при отце Алипии один деятель позаботился, чтобы отца Илиана - проводника в пещерах - отправили из монастыря на приход. Это пожелание пришлось выполнить. Но вскоре этот же деятель приехал с кем-то на экскурсию и попросил провести его в пещеры. Отец Алипий ответил: «Не можем. Ключики от пещер в кармане отца Илиана. А где отец Илиан - вы сами знаете».

***

У нас - оглашенные, там - кандидаты приглашенные; у нас крестный ход, у них - демонстрация; у нас иконы, там - портреты; у нас хоругви, а там - знамена; у нас - проповедь, там - доклад; у нас «многая лета», там - «да здравствует». Все построено аналогично… у нас всенощное бдение, там - торжественное заседание с вечера. Но когда я спросил, почему с вечера, - мне не смогли ответить. Тогда я посоветовал открыть Библию на первой странице и прочитать: «И был вечер, и было утро - день первый…» Господь сотворил день с вечера. И праздник церковный в соответствии с творением мира начинается с вечера и дает пример и основание для других устроений.

***

В Печорской городской больнице был врач. Его звали Георгий Васильевич. Как-то в его палате лежал монах нашего монастыря. На очередном обходе Георгий Васильевич подошел к тумбочке этого монаха, открыл ее и показал практикантам студентам-медикам, коих у него было немало:

- Видите? У этого больного в тумбочке всё - и варенье, и сметана. О нем заботятся его монастырские товарищи. А ведь он им чужой; потому что в монастырь собираются люди из разных краев. Научитесь и вы так же относиться к болящим…

Георгий Васильевич был весьма предан городу, монастырю. По современной системе его хотели куда-то перевести. На это он сказал:

- Лучше я буду участковым фельдшером, но в Печорах. А отсюда никуда не уеду.

Он был верующим, удостоился настоящего христианского погребения. Его отпевал отец Тихон, и народу была полная площадь. Так его любили!

***

Когда отец Алипий лежал в городской больнице, главврачу Марии Алексеевне Турковой было сделано замечание из Облздравотдела:

- Почему это монахам в больнице создаются такие хорошие условия?

Мария Алексеевна ответила, что монашествующие заслуживают почтения. В миру человек в 55-60 лет выходит на пенсию, ложится на боковую и уже ничего не делает. Монах же, будь ему хоть 90 лет,  трудится, не покладая рук. И потому он заслужил этот больничный отдых и уход.

 

***

Некоторые посетители выражают удивление тем, что в нашем монастыре можно видеть женщин. Тут надо иметь в виду следующее. Если мы в осадное время не пустим женщин в стены монастыря и враг перебьет их, оставшихся без защиты, - никакие наши подвиги Богом уже не засчитаются. Да и те, кто порицает нас за присутствие женщин в монастыре, укорили бы нас за то, что мы себя спасаем, а другим приют не даем.

Нынче время очень напоминает осадное. И хотя нет открытого вражеского нашествия, враг невидимый нападает со всей своей силой. А тем, кто нас не любит и смотрит на монастырь с неприязнью, мы никогда не угодим. Они будут обвинять нас за любые наши действия.

***

Как-то военные, приехав на экскурсию, заявили мне:

- У вас в Церкви женщина унижена.

Я ответил:

- Наоборот. В лице Пресвятой Богородицы женское естество в Православной Церкви вознесено превыше Небесных чинов Ангельских. А посмотрите на наши храмы - женщины их заполняют большей частью! Нет, у нас в Церкви женщина не унижена, а возвышена. А вот у вас, в военном устроении, их почти совсем не берут.

***

У некоторых вызывает иронию, что именно женщины по преимуществу заполняют наши храмы. А основания для иронии здесь нет. Достаточно вспомнить слова Спасителя из Евангелия: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всей крепостию твоею и всем помышлением». Значит, возлюбить Господа всем сердцем - первая ступень и первое условие веры. У женщин же именно и преобладает сердце, поэтому их природа более способна к восприятию веры. А слова возлюбить Господа «всем помышлением» стоят на последнем месте. Мужчины же часто хотят начать именно с помышления, забывая о сердце, поэтому реже приходят к вере… У мужчин преобладает ум, вот почему их и меньше в храме.

***

Однажды один деятель мне сказал, что отец Иоанн Кронштадтский любил людей принимать. В его словах прозвучал некий упрек к батюшке Иоанну. Я заметил на это, что если какой-то начальник не любит людей - в его кабинете пусто. А если к кому-то идут беспрерывно - значит, надеются получить утешение и получают его. Он выслушал мои слова и одобрительно сказал: «Да, у вас на все ответ найдётся…»

***

Монастырь всегда славился святынями. В нашей обители три чудотворных иконы Пресвятой Богородицы: икона Успения 1521 года, написанная иноком Алексием Малым. Это был известный своей благочестивой жизнью иконописец Псковско-Новгородских земель. С 1523 г., за молитвы игумена Корнилия, Богоматерь от этой иконы подавала многочисленные исцеления, особенно - прозрение слепым.

Как-то псковские деятели спросили меня, бывают ли сейчас подобные исцеления. Я ответил, что исцелений очень много, но они не такие мгновенные и явные, как прежде. Ведь Всевышняя Власть знает, как могут поступить у нас с человеком, прозревшим у всех на глазах. Поэтому исцеления происходят постепенно, за некоторый период. Люди приезжают, помолятся, покаются, причастятся, отстоят молебен перед чудотворной иконой, их окропят святой водой. Потом уезжают домой, и заболевание постепенно расходится, чтобы человека не мучили экспертизами, как это было с исцелением слепорожденного, о котором мы знаем из Евангелия…

***

Как-то мне говорили:

- У вас святая вода не портится, потому что она обеззараживается серебряным крестом.

Я всегда отвечал:

- Если вы вправду в это верите, то почему не внесете рационализаторское предложение? Ведь достаточно в местах общего пользования поводить в сосудах с водой серебряными палочками, и вода эта будет храниться вечно. Санэпидемстанции будет большая экономия, а вам - премия за ваше открытие. Но почему же вы упускаете момент?

***

В хрущевское время как-то приехала к нам делегация из Москвы, с Главпочтамта. Экскурсовод, ведущая группу, сказала, что у нас в стране нет гонений на Церковь. Я подтвердил. Потому что, когда в Римской империи были гонения на христиан, там на каждом перекрестке висел указ, что христиан нужно хватать, судить, ссылать, казнить. У нас таких указов нигде не висит.

Но по слову апостола Павла: «…все, желающие жить благочестно во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12). И этот закон остается непреложным для всех стран, для всех времен, для всех народов. И это каждый из нас может легко проверить: поступите на ответственную должность, а при этом в кабинете у себя повесьте иконы, молитесь утром и вечером, обвенчайтесь с женой, окрестите детей, по воскресеньям ходите в храм. Очень скоро вы убедитесь в истинности слов апостола Павла.

Мы должны ясно понимать, что все века идет борьба: «Диавол с Богом борется, и поле битвы - сердце человеческое». И если верующий человек служит Богу, то неверующий - вольно или невольно - диаволу.

***

Преподобный Антоний вопрошал Бога:

- Почему этот поступает так-то, а с тем произошло эдак?

Господь ответил ему:

- Антоний! Это дело не твое. Будешь интересоваться такими вопросами - погибнешь. И это не только в духовном мире, но и в гражданском устроении.

***

Псковские посетители прибыли в монастырь. Увидели, что в монастыре люди разделывают клумбочки. Спросили отца Алипия:

- Это кто у вас работает и на каком основании?

Отец Алипий ответил:

- Это народ-хозяин трудится на своей собственной земле.

Ответ был настолько ясен, что его больше ни о чем не спросили.

***

        Когда отец Алипий был на фронте, то, по его личным свидетельствам, его начальники говорили ему:

- Ты от самых опасных мест держись подальше. Нас-то убьют - ладно. А вот ты еще нужен будешь.

***

Среди посетителей монастыря бывали, конечно, и люди сектантского склада. Они говорили, что Бога главное иметь в душе, а внешнее почитание никому не нужно. Таковым я отвечал:

- Вы говорите, что знаете Священное Писание, но вряд ли это так. Потому что апостол Павел учит христиан: «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 20). Нужны и поклоны, нужны и иконы. Аминь.

***

Владыка Владимир (Кобец), наш настоятель конца сороковых годов, рассказывал мне, что в детстве (он был 1894 года рождения) он пас скот. Душа его была тогда чистая, и он часто видел на облаках Спасителя и Матерь Божию.

Потом он поступил монахом в Киево-Печерскую Лавру, работал, как все новоначальные, на скотном дворе, но очень хотел петь на клиросе. Однако, когда приходил, его ругали:

- От тебя навозом пахнет!

Он, как истинный монах, все это терпел.

***

Когда владыка Владимир (Кобец) был переведен от нас Настоятелем Русской Духовной Миссии во Святой град Иерусалим, наместником монастыря стал архимандрит Пимен, будущий патриарх. Он сказал, что монастырь уже достаточно окреп и питание монахов можно улучшить.

- Но делать это будем постепенно, заметил он, - чтобы не вызвать соблазна. Иначе будут говорить, что старый наместник кормил плохо, а новый стал кормить хорошо.

Отец Пимен рассказывал, как наместника Одесского монастыря стали допрашивать, почему братию он морит голодом. В это время как раз шел Великий пост.

- У нас такой устав, - ответил наместник.

- А кто составлял ваш устав?

- Святые отцы.

- А где они сейчас?

- На том свете.

Вопрос, таким образом, был исчерпан…

***

Нельзя говорить, что прошлые борцы с Церковью никак не меняются. Перемены на многих повлияли благотворно: люди, которые строили монастырю козни, теперь зачастую приходят, чтобы попросить у нас прощения. Самое главное - люди уже всерьез задумываются о своей душе.

Мы видим во всех обстоятельствах Промышление Божие. Он, конечно, предвидел, что многие из тех, кто противостоял нам, покаются в свое время и исправятся. И мы не занимаемся злопамятством, а просто вспоминаем историю.

Мало того: из прошлого можно понять, вспоминая, как кто-то грешил перед Церковью Христовой, а потом покаялся, что Господь прощает и разрешает любые грехи - было бы твое покаяние искренним.

***

Когда году в 1963-м монастырь собирались закрывать, отец Алипий, придя в отдел культуры, сказал:

- Имейте в виду, я знаю государственные законы, поэтому действуйте строго по закону. Но я знаю также и Божии законы, а они бьют гораздо сильнее.

Когда Псков уже собирался закрывать монастырь, открылась эпидемия ящура. Отец Алипий сообщил об этом начальству. Печорская санэпидстанция его поддержала. А во время эпидемии ни о каком закрытии речи быть не может. Действует карантин.

А когда закончилась эпидемия, приехал посол Индии. Ему был оказан самый сердечный теплый прием. По своим дипломатическим каналам он передал свое восхищение монастырем. После этого закрыть обитель стало уже совсем неудобно…

***

Отец Алипий был весьма милостив, нищим в понедельник раздавал по 3 рубля. В связи с этим власти стали выражать ему свое неудовольствие - ведь дело милосердия ненавистно невидимым врагам нашего спасения, которые действуют через безбожных людей…

***

Как грешный человек изучает математику, её четыре основных действия? Себе прибавлять, а у других отнимать. Свое умножать, а чужое делить. Другого извлекать с корнем, а себя возводить в степень…

Получается, что для некоторых даже и математику изучать не полезно.

***

Отец Алипий говорил, какие страсти бывают у певчих:

– У кого голосок – у того гордости бесок; у баска – два беска; а у регента – третий, вот он-то его и мучает…

***

Отец Алипий говорил:

- Придёт в монастырь человек, рожки спрячет, хвостик подожмет. А как оживет да оглядится - он и рожки покажет, и хвостик выпустит…

***

Когда человек обращается к Богу с молитвой, то ему покровительствуют все, и даже бессловесные твари.

Вот история.

За одним человеком гнались и должны были убить. И вот, забежав в какие-то развалины, он увидел отверстие, где можно спрятаться, и залез туда. И тут же паук натянул на этом отверстии паутину.

Подбежали те, кто его ловили. Осмотрели отверстие и решили, что здесь его быть не может - натянута паутина.

Так и паутинка может спасти от смерти, если будет на то воля Божия…

***

В праздник Пресвятой Троицы надо непременно быть в храме на коленопреклоненных молитвах. Священник читает: «Духом страха Твоего моя осени дела. Се бо страхом предстою, в пучины милости Твоея отчаяния души моея поверг…» С отчаяния в петлю лезть? Нет, надо свое отчаяние повергать в пучины милости Божией.

«Ангела мирна пристави людем Твоим, всех собери в Небесное твое Царствие, даждь прощение уповающим на Тя».

Эти Троицкие молитвы надо много раз в году прочитывать, потому что они имеют особую силу…

***

Отпуска являются делом гражданского устроения. А монах стремится к уединению. Поэтому для монаха это называется «отлучка». И в уставе монашеском написано, что монах, пребывающий в миру, вменяется как мирянин, и из табеля монашеской жизни эти дни вычёркиваются…

***

Как-то посетители спросили меня, не желаю ли я перейти на другое место. Я ответил: «Если дерево постоянно пересаживать, ничего путного из него не получится».

Отец Алипий завещал нам:

– Как можно дольше удерживайтесь на одном месте.

***

Никогда не надо за толпой повторять те слова, которые она говорит. Потому что это может завести в погибель. Евангельская толпа сначала кричала: «Осанна, Сыне Давидов!» - когда Господь входил в Иерусалим. Но уже через четыре дня она закричала другое: «Возьми, возьми, распни Его!» - неужели и мы будем это кричать?

Страшное дело - примкнуть к толпе.

Поэтому там, где неправда, «ура» не кричи, в ладоши не хлопай. Спросит - почему? «У вас неправда». - «Откуда узнал?» - «Совесть подсказывает».

***

Отец Алипий учил, как распознать в подчиненном Иуду. Христос сказал в Евангелии: «Омочивший руку со мною в солило, той Меня предаст». Итак, Иуда - ученик дерзкий, который желает в правах своих сравняться с начальником, занять первое место.

Потому-то некоторые мудрые руководители устраивают в начале своей службы угощение для подчиненных и наблюдают, кто хочет сравняться с начальником, первым берется за графин, разговаривает громче всех…

А потом следуют приказы о перемещениях или увольнениях…

Так и в семье: родители еще не завтракали, а малыш уже сидит за столом, на главном месте… Не пищи жалко, а его души - мы сами своими руками из своих любимых чад воспитываем будущих иуд…

Поэтому завет для детей: старшие не сели за стол - не садись. Старшие встали на молитву - вставай и ты. Старшие сели за стол - сядь после них. Старшие взяли ложку - теперь и тебе можно ложку взять… Раньше был порядок, и дети прежде старших из-за стола выйти не смели.

Использованные источники и литература:

1. Архимандрит Тихон (Секретарев), «Богородичной обители послушник. Жизнеописание архимандрита Нафанаила (Поспелова)»  Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2010 г.

2. Архимандрит Тихон (Шевкунов), «Несвятые святые» и другие рассказы», издатель: Сретенский монастырь, 2011 г.

3. Сайт «Православие.ru»    http://www.pravoslavie.ru/foto/set244.htm