Главная
Благовещение
Страницы истории
Богослужение
Воскресная школа
Воскресные беседы
Галерея
Хочу поделиться
Осторожно секта
Объявления
Новости
Контакты
Нужна помощь
Карта сайта


Календарь' 2017
СЕГОДНЯ:






СВЯТЫЕ ДНЯ

ЧТЕНИЕ ДНЯ


Незнакомое православие. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, ликбез, заблуждения, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа.
вопрос о вере
Главная > Воскресные беседы > Беседы, 2011 год > Схиигуменья Фамарь

Схиигуменья Фамарь



 

(Тамара Александровна Марджанова)
1869 – 1936 гг.


Пускай кругом лишь грязь и смрад,
Пускай не вижу я цветов,
В душе моей посажен сад
Нездешних сладостных плодов.

              (Схиигуменья Фамарь)

Схиигуменья ФамарьТамара Марджанова родилась в грузинской княжеской семье, рано лишилась отца, а в 19 лет и матери. Она осталась самостоятельной в своем родовом имении с младшей сестрой. Обладая голосом и музыкальными способностями, готовилась поступать в Петербургскую консерваторию.

Однажды ее тетя пригласила племянниц к себе, предлагая посмотреть на открывшийся русский женский монастырь святой Нины. Сестры приехали в г. Сигнах и отправились в Бодбийский монастырь ко всенощной. Когда Тамара вошла в церковь, подумала: «И я поступлю в монастырь». На них обратила внимание игуменья Ювеналия и спросила, почему они в трауре. Они ответили: «У нас умерла мама». Тамара вернулась к тете с намерением попасть в монастырь. Вскоре она встретилась с игуменьей, сказала о своем желании и что до совершеннолетия не может сделать взнос в обитель. Матушка ответила, что поступление возможно и без взноса.

Дома Тамара стала готовиться к отъезду, но родня препятствовала и перехватывала ее почту. Игуменья Ювеналия послала послушницу узнать причину задержки Тамары, и та с помощью своей родственницы организовала тайный побег Тамары в монастырь.

Игуменья Ювеналия заменила ей родную мать и стала духовной матерью, поместила в своей келье, обучала чтению, церковному пению и всем правилам монашеской жизни.

Вскоре игуменья заметила, что Тамара стала подолгу задерживаться с возвращением в келью, и выяснила, что она и другие послушницы стали в соседней горе рыть пещеры, чтобы в них спасаться. Мудрая начальница запретила им продолжать опасные подвиги.

Четырнадцать лет пожила Тамара в монастыре, в 28 лет была пострижена в монахини с именем Ювеналия.

В 1902 г. Бодбийскую игуменью перевели в Москву настоятельницей Рождественского монастыря, а молодую матушку Ювеналию назначили настоятельницей. 12 октября 1902 г. экзарх Грузии архиепископ Алексий возвел Ювеналию в игуменьи. Господь помог своей избраннице, и новая игуменья с честью стала управлять обителью.

Значительное влияние на матушку имел о. Иоанн Кронштадтский, с которым она неоднократно встречалась, приезжая по делам в Петербург и Москву. Однажды в начале служения при старой игуменье в обители иссякли все средства, Неожиданно они получили 200 руб., а потом письмо от о. Иоанна: «Примите, родная, на крайние нужды 200 р.». Это удивительно, т.к. никто не был знаком с о. Иоанном. При одной из встреч о. Иоанн, когда Тамара не была еще пострижена, потребовал от игуменьи Ювеналии ее кресты и надел на Тамару, шутливо сказав: «Вот какая ты у меня игуменья».

Когда молодая игуменья после назначения встретилась и побеседовала с о. Иоанном, почувствовала, что он «отнял скорбь, вдохнул энергию, радость».

Большую помощь, поддержку и защиту оказал ей Серафим Саровский. В молодости она видела сон, когда батюшка Серафим просил у нее благословения со словами: «Матушка игуменья, благослови» - и предрек ей за 14 лет игуменство.

19 июля 1903 г. состоялось открытие мощей отца Серафима,  матушка направила монахиню Агнию помолиться за всю обитель. и та привезла икону угодника Божия Серафима. Однажды насельница обители пострадала при укладке дров и была при смерти. Матушка послала ей образ Серафима, чтобы возложили на грудь страждущей. Через полчаса страдалица соскочила сама с постели, как здоровая. Она увидела блаженного старца, подошедшего к ней и сказавшего: «Пойдем, умойся в моем источнике, будешь здорова». Она бросилась к ногам старца на колени, стала ему молиться и тут же ожила и заговорила. Доктор констатировал полное излечение.

В предреволюционные годы складывался круг духовно близких ей людей. Среди них были Великая княгиня Елизавета Федоровна, принимавшая ее у себя в Марфо-Мариинской обители, преподобные Гавриил Седмиезерский и Алексий Зосимовский, епископ Арсений (Жадановский).

Господь хранил ее и в годы первой русской революции, когда раздраженные на нее горцы, – матушка давала у себя в обители приют крестьянам, терпевшим от них притеснения, – буквально изрешетили ее экипаж. В момент, когда началась стрельба, игумения с молитвой подняла над собой и сопровождавшими ее сестрами икону преподобного Серафима Саровского, которого она весьма почитала, и, хотя под градом пуль рухнули лошади, был убит извозчик и мишенью стала остановившаяся карета, монахини не пострадали. После этого эпизода в 1905 г. она Указом Синода против воли была переведена в Москву, и назначена настоятельницей Покровской общины сестер милосердия, где состояло 20 монахинь и 210 сестер милосердия.

К моменту отъезда матушки Ювеналии в 1907 г. из Бодбийского монастыря в нем было 180 сестер, работало две школы: одноклассная за оградой для приходящих детей и второклассная на 120 девочек, живших на полном обеспечении монастыря и получавших звание учительниц низших классов. Вместе жили русские, грузинки, осетинки, гречанки, сванки, армянки. А начинался Бодбийский женский монастырь в 1889 г. после приезда 6 монахинь с игуменьей Ювеналией. Открыт он был по воле императора Александра III, который ездил поклониться гробнице равноапостольной девы, святой просветительницы Нины.

После чуда спасения св. подвижник Серафим стал для матушки подлинно живой, реальной личностью. Преподобный Серафим помогл матушке в трудных обстоятельствах, предохранял от опасностей.

Во время паломнической поездки в Саров в 1908 г., матушка остановилась в Царском скиту и 12 верст на больных ногах прошла до Сарова, где усиленно просила преподобного устроить вблизи себя. Вернувшись и причастившись на следующий день, молилась перед иконой Знамения Божией Матери, чтобы она утвердила ее в скиту, и услышала глас от Царицы Небесной: «Нет, ты здесь не останешься, а устраивай сама скит не только себе, но и другим». И каждый день, когда подходила к образу, глас повторялся.

Думая, что это искушение, она, вернувшись, просила  совета у о. Алексия, затворника Зосимовой пустыни, тот благословил устраивать самой скит где-либо в лесу: «Будете туда удаляться, а потом совсем переедете. Царица Небесная вам и место изберет, и средства даст, и духовно устроит».

Вскоре ей пришлось выехать для осмотра хутора в лесу около ст. Востряково и с. Битягово, принадлежащего общине, для оформления передачи железной дороге, чтобы там добывали песок, и она поняла, что это то место, где надо устраивать скит. По совету о. Алексия она стала добиваться сохранения за общиной этого места.

Схиигумения ФамарьЧтобы определиться, как себя вести, матушка поехала в Оптину пустынь, и все старцы, с кем она беседовала, настаивали на строительстве скита. Чтобы окончательно проверить себя, она съездила в Троице-Сергиеву Лавру помолиться преподобному Сергию. Наместник Лавры Товия выслушал ее, пошел в свой кабинет, вышел с иконой в руках, говоря: «Ну, матушка, помолимся, я буду вас благословлять. Вы должны сами устраивать скит - это воля Царицы Небесной, устраивать дóлжно». Этим он внушил ей решимость и уверенность.

Испросив благословения у преп. Серафима, матушка начала устройство скита. В проектировании скита на первом этапе принял участие А.В. Щусев, который ранее проектировал многие храмы, в т. ч. Марфо-Мариинскую обитель.

В 1910 г. летом был закончен фундамент, и в дальнейшем проект осуществлял архитектор Л.В. Стреженский. Комплекс имеет квадратный план, в центре ярусный шатровый храм, 12 келий симметрично размещены по периметру кирпичной стены. В скиту жили 33 сестры - по числу лет земной жизни Христа.

29 сентября 1912 г. митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) освятил Серафимо-Знаменский скит. В 1915 г. игуменья Ювеналия была пострижена в схиму с именем Фамарь. С великим духовным подъемом, с чувством несокрушимой веры и любви к Господу она простиралась на земле в знак полного распятия себя ради высших духовных целей.

Матушка Фамарь установила в скиту строгий устав. 33 сестры занимались только молитвенным служением и не участвовали в хозяйственных делах. За стенами скита разместились хозяйственные службы. Окормлял сестер скитский старец епископ Арсений (Жадановский), который размещался в отдельном домике вместе с архимандритом Серафимом (Звездинским) и приезжал туда каждую неделю. Домик называли киновией, туда удалялись они в полный затвор.

Серафимо-Знаменский скит просуществовал 12 лет. Он был закрыт и уничтожен большевиками в 1924 г. Сестры разошлись в разные стороны. Матушка поселилась с 10 сестрами и иеромонахом Филаретом (Постниковым) в Перхушково. Многие приезжали к матушке за советом, наставлением.

В 1931 г. матушка, священник и несколько сестер были арестованы, а затем сосланы в Сибирь за 200 верст от Иркутска.  В 1934 г. мать Фамарь, получившая тяжелую болезнь легких, была возвращена из ссылки и поселилась в дачном поселке у ст. Пионерская Белорусской ж. д. У нее выявились признаки туберкулеза. Скончалась матушка 23 июня 1936 г., отпевал ее на дому владыка Арсений, похоронена на Введенском кладбище в Москве. Каждый год в воскресенье жен-мироносиц, в день ее ангела, и в день кончины, 23 июня, там служатся панихиды, приезжают ее почитатели.

Использованные источники и литература:

1. «Детки мои любимые...» Издательство  «Русский Паломникъ», 2008 г.

2. Сайт «Православие и мир» http://www.pravmir.ru/sxiigumeniya-famar-mardzhanova-blaguyu-chast-izbravshaya/