Главная
Благовещение
Страницы истории
Богослужение
Воскресная школа
Воскресные беседы
Галерея
Хочу поделиться
Осторожно секта
Объявления
Новости
Контакты
Нужна помощь
Карта сайта


Календарь' 2017
СЕГОДНЯ:






СВЯТЫЕ ДНЯ

ЧТЕНИЕ ДНЯ


восстанови храм
Незнакомое православие. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, ликбез, заблуждения, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа.
вопрос о вере
Главная > Воскресные беседы > Беседы, 2012 год > Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)

Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)

Святейший Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)

Патриарх Павел (Стойчевич)Патриарх Сербской Православной Церкви Павел (Гойко Стойчевич) Родился 11 сентября 1914 года на праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя в деревне Кучанцы в Славонии (нынешняя Хорватия) в крестьянской семье. Отца лишился в 3 года, он умер от туберкулеза, а вскоре умерла и мама. Мальчик и его младший брат Душан остались с бабушкой и тетей по отцу – Драгиной и Сенкой. Владыка Павел говорил, что для него понятие матери связано именно с тетей. «Мать мне заменила она, так что я и сейчас думаю: как умру, так прежде увижусь с тетей, а уж потом со всеми остальными».

Семья, где рос Гойко, была религиозной, в воскресенье шли в церковь, в школе изучали Закон Божий. Тетя их любила, но иногда воспитывала и хворостиной. Он был мал ростом и слаб здоровьем, и поэтому его отправили в г. Тузлу к дяде по отцу, где он поступил в низшую гимназию в 1925 г., но перед этим на лето отправили в монастырь Ораховица, где он «не смог понять всего в богослужении, однако почувствовал и века, пронесшиеся над этим местом, и предков, там молившихся». У дяди было восемь детей, жили все скромно и дружно. Выживали благодаря корове, которую должны были выводить на пастбище. «Дядя был строгий, но справедливый, всех детей выучил, все получили высшее образование, а некоторые даже диссертацию защитили», – говорил вл. Павел.

В 1930 г. под влиянием семьи он поступил в духовную семинарию в Сараево, хотя увлекался математикой и физикой, которыми занимался и позже в свободное время. В 1936 г. поступил на богословский факультет университета в Белграде. Жил то у родственников, то на съемных квартирах. Одновременно он в 1940 г. окончил и высшую гимназию, с полным аттестатом зрелости. Гойко решил посвятить себя изучению медицины. Хотелось ему быть и священником, и врачом, чтобы лечить и душу и тело. Но война, которая для Югославии началась 6 апреля 1941 г. с бомбардировки Белграда и последующей интервенции со стороны немецких, итальянских и венгерских войск. Уже 17 апреля правительство объявило капитуляцию. В 1941 г. было провозглашено независимое государство Хорватия – фашистское государство – и началось преследование и террор против сербов и их массовое бегство в Сербию.

Гойко перед войной вернулся на родину в хорватскую Словонию, но затем вынужден был бежать в Белград, где работал на стройках. Повредив палец, он не смог работать, а весной 1941 г. школьный товарищ, иеромонах Елисей (Попович), отвез его в монастырь Св. Троицы в Овчаре. Там ему давали разные работы, что полегче. Монастыри Сербской Святой Горы по обеим сторонам реки Западная Морава подвергались бомбардировкам, а в 1943 г. эта территория была оккупирована союзником Германии Болгарией. Однажды он и иеромонах Панамий бежали в горы от нападавших на монастырь болгар, а когда вернулись, стали свидетелями зверств болгар, от которых скончались многие оставшиеся монахи. В монастыре находили убежище сербы из разных мест бывшей Югославии.

В 1942 г. в бою с усташами (хорватскими националистами) погиб брат Гойко – Душан. В приюте для детей-беженцев Гойко получил место воспитателя и учителя Закона Божьего, но в августе 1944 г., спасая утопавшего ученика, он простудился и заболел туберкулезом. Приняли его монахи в монастыре Вуян, велели ни с кем не общаться. Только после окончания службы дозволено заходить в храм и молиться. Вторгались в монастырь и люди с оружием. Проверяли и келью Гойко, но узнав от монахов о его болезни, уходили. Гойко не пал духом и молитвой боролся с болезнью, а затем начали появляться признаки исцеления. Переболев туберкулезом, Гойко захотел стать монахом. В знак благодарности Богу и монастырю, где исцеление произошло, послушник Гойко вырезал перочинным ножом крест с распятием и на обороте написал: «Монастырю Вуян за свое исцеление приносит раб Божий Гойко». Этот крест станет сокровищем монастырской ризницы.

В 1945 г. настоятель монастыря был переведен в монастырь Благовещения, и с ним перебрались три послушника, в их числе Гойко Стойчевич.

Послушники пели в хоре церкви, прислуживали и занимались другими работами. Гойко тоже, несмотря на слабость здоровья. Он вырезал из дерева кресты для поклонной иконы или для монашеской схимы, умел починить всё, что угодно, в т. ч. часы, восстанавливал обувь. Вынужденный лежать ежедневно более 2 часов, он сделал подвижной пюпитр и читал лежа множество книг и журналов, а потом самое важное рассказывал братии монастыря.

После окончания войны коммунистическая власть в 1946 г. провела земельную реформу, и каждая церковь могла использовать только 10 га земли, а храмы, имеющие историческое значение, – 30 га земли и 30 га леса. Монастырь Благовещения имел 214 га, а осталось 10 га. В 1958 г. были национализированы 1180 церковных зданий Сербской Православной Церкви.

В 1948 г. послушник Гойко стал монахом накануне Благовещения с именем Павел, которое стремился оправдать. В 1949 г. он перешел вместе со всей братией в монастырь Рача. Чтобы молодое братство из 15 человек более совершенствовалось в монашеской жизни, начальство привлекло монаха Павла к обучению послушников и монахов. Власти были недовольны расширением монастыря за счет новых послушников и обложили налогом в 350 тыс. динаров вместо 75 тыс. Пришлось заняться разными ремеслами и развитием животноводства, чтобы заработать.

В 1954 г. Павел рукоположен в сан иеромонаха, а затем ему присвоили звание протосинкела. Синод решил направить его на учебу в Афины в университетскую аспирантуру. Там его скромность и старание были замечены, и греческий архиепископ Дорофей в Белграде назвал его достойным кандидатом в епископы. В 1957 г. Павел получил звание архимандрита, а затем на заседании Архиерейского Собора СПЦ 29 мая 1957 г. удостоился епископского избрания с замещением должности главы Рашко-Призренской епархии.

Сам Павел был тогда на Святой Земле, где оказался в числе избранных, кому иерусалимский патриарх омыл ноги. На должности епископа Рашско-Призренского в Косово и Метохии, заботясь также о Рашской области, он был более 33 лет.

Он старался быть самостоятельным в быту. В 1990 г. его избрали патриархом Сербским. После избрания патриарх Сербский Павел заявил: «Вступая в качестве сорок четвертого сербского патриарха на престол святого Саввы, мы не имеем отдельной программы деятельности. Программа наша есть Евангелие Христово, Благая Весть о Боге среди нас и Царствием Божьем внутри нас».

А исполнять патриаршее служение ему выпало в один из самых тяжелых периодов сербской истории – распад СФРЮ, межэтническая война в его родной Хорватии (1991-1995 гг.) и в Боснии и Герцеговине (1992-1995 гг.), конфликт в Косово, агрессия НАТО (1999 г.) в Сербии и Черногории.

В такой ситуации патриарх – молитвами, просьбами, поучениями, призывами и зачастую личным участием – делал все от него зависящее. Он противостоял злу, с какой бы стороны оно ни исходило. Патриарх предостерегал: «Мы обязаны и в самой тяжелой ситуации поступать как люди, и нет того интереса, ни национального, ни личного, который мог бы послужить для нас предлогом вести себя как нелюди». Он часто повторял призыв «Будем людьми», и его так и стали звать в народе «Патриарх Павел – Будем людьми».

Святейший Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)
В исполнении обязанностей он был неутомим. Так, в 2004 г. на 91-м году жизни, он летал в Австралию, чтобы посетить паству и освятить участок в 87 га земли, приобретенный для строительства колледжа имени св. Саввы. По возвращении в Белград, проведя в самолете 22 часа, сразу отправился на бдение в соборную церковь. Затем около двух часов чинил вручную свою износившуюся мантию, чтобы утром 14 ноября 2004 г. отправиться с трехдневным визитом в Москву.

Патриарх Павел обладал большим оптимизмом и чувством юмора. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II спросил его: «Ваше Святейшество, вы были в дороге, и такой далекой, а сейчас вы уже здесь. Не заглянули ли вы случайно и в Новую Зеландию, ведь и там есть наши православные люди?» «Ваше Святейшество, в этот раз нет, но в следующие 90 лет я это обязательно сделаю!» – ответил патриарх Сербский.

Сразу после вступления на патриарший престол он работал по устранению раскола в Сербской Православной Церкви и воссоединил сербские диаспоры.

Свое посредничество патриарх Павел позже будет оказывать при восстановлении канонического единства между Московской Патриархией и Зарубежной Русской Православной Церковью с резиденцией в Нью-Йорке. Все, что ни совершал патриарх Павел, делалось с единственной целью – чтобы Богу было угодно и людям на пользу. Так возникли и его книги, где давались ответы на самые разные вопросы и недоумения. Он много потрудился по организации перевода Нового Завета и его опубликования. За труды в области богословия православный богословский факультет в Белграде присвоил ему звание почетного доктора богословия.

Чтобы знать настроения в сербском обществе и видеть, куда оно идет и к чему стремится в условиях распада Югославии, он организовал встречи с видными сербскими интеллектуалами с участием священнослужителей. Он вспоминал: «То были люди, стоявшие вне политических партий, с разными взглядами и опытом, которые делились мнением, подчас как на исповеди». Один из участников этих собраний, Добрица Госич, 15 июня 1992 г. стал первым президентом новообразованного государства, включавшего в себя Сербию и Черногорию – Союзной Республики Югославия (СРЮ). Занять эту должность он согласился только после разговора с патриархом Павлом.

Полгода спустя состоялись парламентские выборы в Сербии (входящей в состав СРЮ), где победили социалисты, и президентом Сербии стал Слободан Милошевич. Президент СРЮ Добрич еще раньше был в конфронтации с социалистами и Милошевичем и объявил о своей отставке. Патриарх Павел отговаривает его оставить «должность на службе народу». И Госич заявил: «Остаюсь и буду принимать удары до тех пор, пока сочту, что, подав в отставку, окажу больше пользы своему народу».

Но 1 июня 1993 г. Добрица Госич был отправлен в отставку, и первым, кто посетил его дома, был Павел, который поблагодарил за добросовестное исполнение высшей государственной должности.

В 2006 г. Госич так сказал: «В этом бездуховном мире патриарх Павел своей жизнью доказывает, что может существовать человек, способный быть истинным христианином. Он учит людей ответственности за жизнь, которая нам дана, и обусловлена почвой и историей».

Сербская Православная Церковь во время Патриарха Павла постоянно, согласно опросам, пользовалась наибольшим доверием из числа общественных институтов.

Патриарх Павел рассуждал: «Всякая власть от Бога, так же, как и от Бога и истина, и правда, и любовь. Но не каждая власть по воле Божьей, а скорее по попущению Божьему, ибо человек – существо свободное. И Бог не может спасти того, кто сам не хочет спастись, ибо это было бы насилием, а Бог не способен на насилие, как не способен Он ни на ложь, ни на неправду. Насилие, ложь и неправда суть не могущество, но беспомощность». Он особо выделял точку зрения Церкви: «Да будет уважена воля народа, да будет все демократично, да к власти приходят и власть да оставляют через выборы». Он призывал, чтобы управление страной строилось на правовой основе, и приводил пример из Законника XIV в. царя Душана, который ограничивает свою власть законом: «Все судьи пусть судят по Законнику, справедливо, как написано в Законнике, и да не судят по страху моего царского величества».

Когда патриарха Павла стали обвинять в предложении изменить существующую политическую систему и вернуться к монархии в связи с его письмом к престолонаследнику Александру Карагеоргиевичу, он объяснял: «Позиция Церкви в том, чтобы была уважена воля народа. Чтобы народу была дана возможность высказаться и решить, за республику он или за монархию».

Встречаясь с представителями иностранных государств и другими важными лицами, он полагался на помощь Божию, а потому шел в маленький храм-часовню в своих личных покоях и молился Богу с покаянными поклонами.

Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)Он постоянно заботился о людях и, встречаясь с Генсекретарем ООН и с руководителями внешней политики США осенью 1992 г., говорил: «Наступает зима, на пороге огромное несчастье. Пострадают дети, больные и беженцы. У нас нет продовольствия, топлива, лекарств. Все эти люди на совести вашей и людей доброй воли. Такие люди есть на каждой из сторон: и у сербов, и у хорватов, и у мусульман. Мы просим вас помочь этим беспомощным людям. Мы не желаем ставить наш народ впереди других и считать его лучше других». Куда бы ни отправлялся патриарх Павел, он призывал к миру и доброй воле между людьми.

В конце 1997 г. патриарх серьезно заболел воспалением легких, но вынужден был покидать больницу и председательствовал на заседаниях Синода. Вследствие общего истощения организма был госпитализирован 10 ноября 2007 г. Многие навещали патриарха или посылали телеграммы, письма, передачи с пожеланиями скорого выздоровления, в т. ч. из России от Алексия II и митрополита Кирилла.

В связи с его болезнью отдельные владыки стали настаивать на выборах нового патриарха. Был проведен опрос верующих граждан по вопросу отставки патриарха от должности, и 75% просили, чтобы Его Святейшество Павел хотя бы номинально остался главой Сербской Православной Церкви. Эту позицию поддержало большинство владык, и Собор принял прошение «умолить Святейшего патриарха… и далее оставаться во главе Сербской Православной Церкви».

15 ноября 2009 г. упокоился во Господе Патриарх Сербский Павел.

Любовь к патриарху и вера в Бога собрали поток людей, днем и ночью посещавших соборную церковь, и около полумиллиона человек простились с патриархом Павлом, а в день похорон миллион человек собрался, чтобы отдать почести своему духовному отцу.

Использованные источники и литература:

 «Будем людьми! Жизнь и слово патриарха Павла»,  Янич Йован,  Свято-Тихоновский институт, 2010