Главная
Благовещение
Страницы истории
Богослужение
Воскресная школа
Воскресные беседы
Галерея
Хочу поделиться
Осторожно секта
Объявления
Новости
Контакты
Нужна помощь
Карта сайта


Календарь' 2017
СЕГОДНЯ:






СВЯТЫЕ ДНЯ

ЧТЕНИЕ ДНЯ


Незнакомое православие. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, ликбез, заблуждения, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа.
вопрос о вере
Главная > Воскресные беседы > Беседы, 2012 год > Старец Клеопа, Румынский чудотворец

Старец Клеопа, Румынский чудотворец

                                       «Поминайте наставников ваших, кторые проповедовали вам слово Божие»
                                                                                                                                                     (Евр.13.7)

        100 лет назад, 10 апреля 1912 года, в селении Сулица уезда Ботошань в семье православных крестьян Александра и Анны Илие родился 9-й ребенок, которого назвали Константином. Всего в Старец Клеопа, румынский чудотворецсемье было 10 детей, и пятеро из них (4 брата, сестра Екатерина) стали монахами, а также и мама в 1946 году приняла постриг. Семья Александра и Анны Илие была набожной. Отец не знал грамоты, но имел страх Божий. В младенчестве Костэшел (так ласково звали домашние о. Клеопу) был очень болезненным мальчиком. И однажды так расхворался, что родители испугались, что их сын может умереть. Тогда мама пошла в скит Козанча к иеромонаху Конону за советом. Что ей делать? Ребенок не ест, не пьет, даже грудь не берет. Иеромонах посоветовал ей посвятить ребенка Матери Божией. Анна взяла ребенка, свечу, полотенце и, встав на колени перед иконой Богородицы, сказала: «Матерь Божия, я посвящаю Тебе это дитя моё». Как только она произнесла эти слова, маленький Константин ожил, стал искать губами грудь. Тогда иеромонах Конон сказал Анне, что этот ребенок будет жить очень долго.

Окончив начальную школу в родном селе, вдохновляемый примером брата Георгия и сестры Екатерины, Константин вместе с самым старшим братом Василием решил уйти в монастырь Сихастрия. Брат Георгий писал в письмах, как надо проводить богоугодную жизнь. Среди прочего он рекомендовал привыкать еще дома не есть мяса, вставать в полночь и творить молитву по 2-3 часа, как в монастыре. И будущий о. Клеопа и его брат Василий вставали ночью, шли в комнату к чудотворной иконе, которая заплакала, когда брат Георгий однажды начал было плясать перед ней. Но дьявол всеми силами пытался воспрепятствовать стремлению братьев. О. Клеопа вспоминал: «Ночью Василий ушел в молельную комнату, а мама вышла на улицу за водой, затем, увидев, что горит лампадка у меня в комнате, заглянула туда. Глянула на кровать и увидела огромную, чудовищную собаку, всю черную, которая сидела на мне и лизала щеку, чтобы сон ребенка был слаще. Мама перепугалась и сильно закричала, я проснулся и увидел хвост чудовища, когда оно уходило через дверь. В этот миг я решил: всё, ухожу в монастырь!»

В 17 лет с котомкой на спине, в которой лежали Псалтирь, Часослов, Священное Писание, часы и 2 иконы (одна из них – та самая Матерь Божия, которая заплакала), Константин вместе с братом Василием ушли в монастырь Сихастрия. Там их встретил суровый монах-эконом, который дал задание – испытание молодому Константину – бить палкой по бревну в течение трех дней с перерывом на полунощницу. В конце третьего дня эконом сказал, что старец зовет его. Юноша пришел, встал на колени, и старец спросил его:

– Что сказало тебе бревно у ворот?

– Ничего, преподобный.

– Таким же будь и ты. Оно не сказало, что у него болит голова? Ни сказало, что хочет есть?

– Не сказало ничего, преподобный.

– Хорошо. Таким же будь и ты.

Затем была исповедь и разрешительная молитва. Настоятель дал послушание будущему о. Клеопе – пасти овец, работать на овчарне у подножия Креста. С этого вечера в течение 15 лет в монастыре никто не видел Константина Илие. Когда пришло время исполнить долг перед царем земным, брат Константин постриг волосы и был определен в связной полк, где служил до 1936 года. Во время военной службы было много искушений, соблазнов не возвращаться к монастырской жизни. Офицеры подтрунивали над ним, спрашивая, как монахи обходятся без жен. Он же отвечал, что жизнь преходяща. Иные говорили, что начнется война, и бес нас победит. Но юноша служил и думал только о монастыре, всегда находил время читать молитвы. Вернувшись из армии, брат Константин получил послушание пасти монастырских овец. Уходя с овцами, он никогда не забывал взять с собой котомку с книгами для чтения. Когда его спрашивали, откуда он столько знает и где всему этому научился, он с удовольствием отвечал: «Науку я проходил в горах Тэчуны, когда пас овец». Об этом времени он говорил так: «Самую большую духовную радость я получил в первые десять лет. Когда пас монастырских овец. Овчарня, овцы, жизнь в безмолвии и уединении в горах, на лоне природы, были для меня высшей школой монашества и богословия на всю мою жизнь. В эти годы я больше всего молился и прочел множество писаний святых отцов, которые брал в Секу (монастырь, где жил Паисий Величковский).

В 1937 году вышел указ о призыве на военные сборы непостриженных монахов. Духовник о. Клеопы старец Иоанникий не хотел его отпускать на эти сборы и постриг его в монахи, дав имя Клеопа, т.к. в монастыре не было ни одного насельника с таким именем. Так Константин стал монахом, получил удостоверение и избежал призыва в армию.

В 1942 году в Петров пост о. Клеопа был избран заместителем игумена. В годы Второй мировой войны монастырь пострадал при пожаре. Сохранились лишь дом настоятеля и хлев. Братия трудились, восстанавливая монастырь. Румыния воевала на стороне Германии. В сентябре 1943 г. начальник станции, беседуя с о. Клеопой, говорил, что Германия близка к победе, фронт стоит у излучины Дона. Но о. Клеопа ответил, что читал в книге пророчеств «Агафания» (1750 г.), что русские разобьют немцев. Никто этому не поверил, а через 6 месяцев русские войска были у границ Румынии. В годы войны местное население пряталось и жило в монастырях.

В 1944 году о. Клеопа был избран настоятелем монастыря и прошел через множество искушений только с помощью Божией Матери. Когда румынские войска отступали, побросали в лесах, горах много оружия, так что почти у всего населения появились в руках винтовки, пистолеты. Тогда образовалось много банд воров, делавших жизнь опасной. Как-то одна из банд напала на зимнюю овчарню, связала пастухов, увела 150 овец. Монахи долго искали стадо, воров, но не нашли. Отец Клеопа говорил: «Бог дал, Бог взял, буди имя Его благословенно!». После войны к власти в Румынии пришли коммунисты. Начались аресты священнослужителей. О. Клеопа ушел в лес, жил в землянке, вернулся только к августу.

В начале Великого поста 1946 года о. Клеопа ввел требования для всех монахов усиленно молиться, не пропускать утреню, соблюдать пост в среду и пятницу до захода солнца без елея, все братство будет читать в храме Псалтирь.

В 1946–47 годах в Молдове была сильная засуха, не было дождей, зимой не шел снег, начался голод. О. Клеопа помогал бедным, голодным, давал муку, фасоль, картофель. Однажды к нему пришли люди и попросили отдать им икону Пресвятой Богородицы для чтения молитвы о даровании дождя. На поле, выжженном солнцем, священники начали читать молитвы, люди пали ниц, обливаясь слезами. Не успели еще окончить молитв, как небо потемнело, пошел дождь. Так икона из монастыря даровала дождь и начала переходить из одного села к другому. После этого дождь стал идти везде, и следующий, 1948 год был изобилен плодами.

Старец КлеопаНа священнослужителей начались гонения. О. Клеопу арестовывали, пытали в камерах, издевались. Поэтому ему пришлось уйти из монастыря, прятаться у верных людей в горах, лесах, жить в землянке. Люди помогали, приносили ему сухари, свечи. В лесу он собирал хворост, грибы, крапиву. О. Клеопа в это время молился за весь мир, за всех людей. «Наш долг молиться за тех, у кого нет времени молиться, за тех, у кого нет веры, за тех, у кого нет надежды». К его землянке приходили и хитрая лиса, и лесные крысы, прилетали птички. Ни медведь, ни волк, никакой другой дикий зверь ни разу не напал на него. Иногда он ел вместе с медведем по картофелине в день. Он имел веру непоколебимую и говорил: «Куда бы я ни пошел, Бог со мной». Он ни шагу не делал, не испросив помощи у Бога: «Боже, помоги мне».

Когда отец Клеопа был настоятелем монастыря Слатина, умер Сталин. Поступило распоряжение 3 раза в день бить в колокол и поминать Сталина. Когда богослужение приближалось к концу и диакон произнес: «Помяни, Господи, раба Твоего Иосифа Виссарионовича Сталина и сотвори ему вечную память», – какой-то человек, стоявший сзади, произнес на всю церковь: «Хорошо, что черт побрал и его». А когда звонили в колокол по Сталину, то 2 колокола в Молдове треснули – то был знак, что Бог не принял молитв о нем.

В 1959 году вышел декрет о выдворении монахов моложе 55 лет из монастырей. Отец Клеопа скитался, прятался по домам разных людей, в лесу. Переходил с места на место, чтобы его не могли найти. Через несколько лет по распоряжению Священного Синода и Министерства внутренних дел о. Клеопу пригласили в Бухарест к патриарху. Он прибыл к патриарху в шапке, зипуне, в лаптях, с палкой с оленьим рогом. Можно было подумать, что это голодранец, а может быть, и сумасшедший. Патриарх попросил отца Клеопу учить и исповедовать студентов-богословов. Во время Успенского поста некоторые студенты поели скоромного. И отец Клеопа не допустил их к причастию. Владыка Феоктист, узнав об этом, поругал о. Клеопу, думая, что патриарх Румынии рассердится. На что Клеопа сказал: «Я жил с одной картофелиной в лесу, а вы привезли меня сюда, чтоб я разрешал не соблюдать посты? Никогда я вам не разрешу!» Патриарх, узнав об этом случае, долго смеялся, и радовался, что Клеопа проучил студентов. «Пусть знают, что у нас есть еще духовники в Румынии! Что это за верующие, если они не держат постов!»

Оказавшись снова в монастыре, отец Клеопа остаток своей жизни посвящает молитве, безмолвию, написанию духовных сочинений. О внешнем он заботился очень мало. Жил скромно, без излишеств. Даже тогда, когда из-за старости и болезни нужно было почаще менять одежду, он предпочитал оставаться в одном и том же, хорошо осознавая, что многие будут крутить носом. А когда кто-нибудь хотел его сфотографировать, можно было услышать: «Поди туда, где есть осёл, сфотографируй его и подпиши под снимком «Клеопа».

Милосердие отца Клеопы было двух видов: материальное и духовное. Много раз он помогал деньгами людям несчастным и нищим. Как явно, так и тайно. Цыгане из села Пипириг называли его «отче наш». Отец Клеопа рассказывал, что как-то ему захотелось посмотреть, сколько нужно дать цыганам, чтобы им было достаточно. Взял коробку, в которой хранил деньги для нуждающихся, и начал раздавать им. И когда спрашивал у них: «Еще хотите?» – они отвечали: «Дай еще, отче! Дай еще, отче!» И хотя он уже раздал им все, что было в коробке, они все равно не переставали выпрашивать: «Дай еще, отче!»

К отцу Клеопе приезжали на исповедь, за советом много людей. Он обладал даром прозорливости, многим помогал в сложных жизненных ситуациях. Вот несколько примеров. Одна благочестивая молодая женщина, выйдя замуж, забеременела. Когда пошла к врачу, то он ей объявил, что она родит больного ребенка, и рекомендовал сделать аборт. Муж и свекровь настаивали на этом тоже. Но женщине хотелось стать матерью, а не убийцей. Она пришла к отцу Клеопе за советом. Отец Клеопа сказал ей, чтобы она не делала аборт, что это был не врач, а преступник. Пусть она уповает на Матерь Божию и молится ей. Женщина вернулась домой, перенесла множество страданий от свекрови, а когда благополучно родила девочку 3500 г, красивую и здоровую, то все удивились.

В некоторых посетителях о. Клеопа видел будущих монахов и монахинь. Одна девушка приехала к нему только с одной мыслью – выйти замуж. А он ей сразу сказал: «Ты будешь служить Матери Божией!». Девушка недоумевала, что бы это значило. Но, как и предсказал отец Клеопа, эта девушка впоследствии стала монахиней.

Мужчина обратился к о. Клеопе: «Что вам принести в следующий раз?». А батюшка ответил: «Сделай подарок своей маме». Мужчина был в недоумении, откуда знал о. Клеопа, что он обидел свою мать?

О. Клеопа был наделен от Бога даром читать мысли другого человека, видеть будущее Румынии. Когда в 1968 году советские войска вошли в Чехословакию, все, в том числе и румыны, испугались. Монахи Сихастрии и других монастырей Румынии усиленно молились, чтобы их страну не постигло такое бедствие. Один немецкий гражданин Пауль Мирон, в то время находившийся в Румынии и общавшийся с о. Клеопой, был приглашен в ЦК Румынии на допрос, потому что не сбежал, как другие иностранцы, из страны, а говорил повсюду, что русские не придут. «Почему? Откуда вы это знаете?» – спрашивали его. Он отвечал: «От отца Клеопы». «Кто это? Шпионка?» – «Нет. Он сказал, чтобы мы не боялись: русские не войдут. Была большая смута на небе. Но помолилась Матерь Божия, чтобы не излилась чаша, чтобы не обрушилось наказание, как всегда, на румын».

Благословение отца Клеопы было очень действенным. Когда люди получали благословение, то у них всё получалось, а если дерзали сделать что-нибудь вопреки совету батюшки, то заканчивали очень плохо. Один из духовных чад отца Клеопы, рассказывая о нем, говорил, что отец Клеопа святой. Уже после смерти о. Клеопы у этого мужчины появилась какая-то проблема, он помолился: «Отец Клеопа, если ты достиг Царства Небесного, сделай, чтобы исполнилась моя просьба». И она исполнилась, хотя просьба была непростая.

Использованные источники и литература:

1.  «Великий Старец Клеопа, Румынский Чудотворец», издатель «Русский Хронографъ», 2012 г.

2.Сайт ПРАВОСЛАВИЕ.RU: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41396.htm