Главная
Благовещение
Страницы истории
Богослужение
Воскресная школа
Воскресные беседы
Галерея
Хочу поделиться
Осторожно секта
Объявления
Новости
Контакты
Нужна помощь
Карта сайта


Календарь' 2017
СЕГОДНЯ:






СВЯТЫЕ ДНЯ

ЧТЕНИЕ ДНЯ


Незнакомое православие. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, ликбез, заблуждения, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа.
вопрос о вере
Главная > Воскресные беседы > Беседы 2014 год > Преподобномученик Исаакий (Бобриков)

Преподобномученик архимандрит Исаакий (Бобриков), последний настоятель Оптиной Пустыни

Как справедливо написал священник Иоанн Привалов в календаре на 2015 г., двадцатый век был великим веком христианства, когда выяснилось, что вопрос о смысле жизни надо решать, когда тебя внезапно арестовывают и возникает вопрос: за что? И надо понять, как жить в этом мире, когда так много зла. Православный может сказать: «Жизнь моя закончилась, тело моё - это уже мёртвое тело, мне не принадлежащее, у меня остался один дух». А. И. Солженицын писал, что перед таким духом дрогнет следствие. Почему? Из желающих жить можно вить верёвки. Человеку важно понимать, за что можно и нужно отдать жизнь, а за что нет. Жизнь можно отдавать только Господу Богу. А рассказ о преподобном Исаакии начнём с последних лет его земной жизни.

Преподобномученник Исаакий (Бобриков), последний настоятель Оптиной ПустниВ 1932 г. он был в очередной раз арестован за покупку иконы, за которой ездил в Брянск. Под конвоем о. Исаакия отправили обратно в г. Белев, откуда он приехал, и осудили за «незаконную валютную операцию». Через пять месяцев он был освобождён, и власти предложили престарелому архимандриту навсегда покинуть Белёв, но он мужественно ответил: «От креста своего не побегу». Он знал о тысячах мученических смертей, но не захотел бежать. Преподобный ждал, когда наступит его черёд пострадать и умереть за Господа.

16 декабря 1937 г. о. Исаакий был арестован вместе с белёвским епископом Никитой (Прибытковым), четырьмя священниками, одиннадцатью монашествующими и тремя мирянами. Владыке Никите предъявили обвинение, что он «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне и гибели советского строя».

Мучители добивались от арестованных признания в ложных обвинениях, но те мужественно всё терпели. Тогда их подвергли бесчеловечным истязаниям, заставляли стоять и не спать по несколько суток при беспрерывном допросе сменяющихся следователей. Когда человек падал, его обливали холодной водой, чтобы привести в чувство Пять человек не выдержали и подписали протоколы, подтверждающие «контрреволюционную деятельность». Преподобный отец Исаакий был твёрд, отрицал наветы и давал ответ: «В состав подпольного монастыря не входил и антисоветской деятельностью не занимался». Из Белёва обвиняемых перевели в Тулу, где истязания продолжались. 3 декабря 1937 г. «тройка» вынесла им всем приговор - расстрел. 8 января 1938 г. приговор приведён в исполнение.

С твёрдостью встретил преподобный Исаакий смерть, веруя, что по слову Иоанна Златоуста «смерть мучеников есть явное поражение убивающих и блистательная победа убиваемых».

На 162-м километре Симферопольского шоссе на месте тайного захоронения новомучеников братией Оптиной пустыни воздвигнут поклонный крест.

Преподобномученик Исаакий II Оптинский (Иван Николаевич Бобриков) родился в 1865 г. в Орловской губернии в крестьянской семье. Отец его окончил свою жизнь в 1908 г. оптинским схимонахом. Преподобный Исаакий поступил в Оптину в возрасте 19 лет в 1884 г. В 1898 г. он был пострижен в мантию и рукоположен в сан иеромонаха. В 1913 г. после кончины схиархимандрита Ксенофонта его избрали настоятелем монастыря.

Очень большого роста, внушительной и благолепной наружности, он был прост как дитя, и в то же время мудр духовной мудростью. В годы Гражданской войны Оптинская обитель охотно отзывалась на все просьбы о помощи. В 1917-1918 гг. о. Исаакий был участником Всероссийского Церковного Совета.

В это тяжёлое время в Оптиной пустыни несли свой духовный подвиг два великих светильника - преподобные старцы Анатолий и Нектарий.

В 1918 г. был издан декрет Совнаркома об отделении Церкви от государства и закрыта Оптина пустынь как монастырь. Но благодаря сметливости и духовной мудрости о. Исаакия монастырю удалось просуществовать ещё пять лет под видом сельскохозяйственной артели. Многие обездоленные люди нашли бескорыстную помощь в стенах обители. В 1919 г. о. Исаакий был арестован, но вскоре отпущен. Весной 1923 г. закрыли и сельхозартель, архимандрит Исаакий был вновь арестован. В тюрьму была превращена хлебня. После освобождения отцу настоятелю запрещено ведение монастырских дел и предписано со старшей братиею покинуть обитель. В июне 1923 г. преподобный Исаакий после соборно отслуженной литургии обратился к преподобному Никону: «Отец Никон, мы уходим, а ты оставайся, ведь, когда будут приходить богомольцы, надо, чтобы была служба».

О. Исаакий и старшая братия поселились в частных домах Козельска. Последним в Оптиной пустыни был опечатан Казанский собор, и службы прекратились на 65 лет.

С 1923 г. по 1929 г. отец Исаакий служил в Георгиевском храме г. Козельска до очередного, уже третьего, ареста.

После появления в 1927 г. воззвания к Православной церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия с призывом молитвенно поминать в церквях «всех, иже во власти суть» (1. Тим. 2, 2), Оптинская братия во главе с о. Исаакием, хотя и со скорбью сердечной, благоразумно подчинились - за святое послушание. Преподобный Никон по этому поводу сказал: «Обвинять митрополита не следует, т. к. в отношении догматов Церкви он ни в чём не погрешил».

В 1929 г. в Козельске закрыли семь церквей одновременно и усилились репрессии и аресты, были арестованы о. Исаакий и все оптинские иеромонахи.

О последних годах его земной жизни и гибели мы рассказали ранее. Следует вспомнить, что судьба других оптинских исповедников была тоже трагична. О. Никон, которому о. Исаакий поручал духовно окормлять паломников, когда ушёл из Оптиной пустыни, был в последний раз арестован в 1927 г. и сослан в Архангельскую область, где скончался на окраине г. Пинега в 1931 г. на 43 году жизни, заболев туберкулёзом. Последние месяцы за ним ухаживала духовная дочь инокиня Ирина Бобкова (впоследствии схимонахиня Серафима), добровольно приехав к нему. Господь дал своему верному слуге мирную христианскую кончину и по преставлении почтил достойным погребением. Одних священнослужителей на похоронах было двенадцать. Удивительно, что они за неделю до его кончины были отпущены с работ на лесоповале - как будто специально на его погребение.

Всей своей жизнью преподобные старцы доказали, что в наше время возможны великие подвиги. Они не только безропотно несли свой крест - тюрьма, концлагерь, ссылка, болезнь, угроза быть убитым, - но и брали на себя беды, страдания и лишения приходивших к ним в унынии, страхе и сомнениях.

Источники:

1. «Преподобные Старцы Оптинские. Жития и наставления», издательство: Введенский мужской монастырь Оптина Пустынь, 2012 г.
2. Сайт Введенского ставропигиального мужского монастыря